124
сокой точностью. Поэтому, если го ­ ворить серьезно, при появлении проскальзываний, когда изношены кон ­ тактные поверхности, она не подлежит восстановлению в кустарных условиях. Правда, на начальной стадии отказа, если заклиниванию роликов препятствует загрязнение деталей, их очистка, промывка бензином мо ­ жет помочь.йоими(илами"ТРАНЗИТ" - "БУС": 1СНИМАЕМ ДВИГАТЕЛЬТест-ремонтДРУГИЕ НЕИСПРАВНОСТИИз других отказов стартера из ­ вестны такие, как поломка рычага привода. Он пластмассовый, поэтому в некоторых случаях его удается склеить. (На фото 2 показаны детали стартера 26.3708 - якорь, привод с обгонной муфтой, регулировочная и стопорные шайбы, рычаг привода. Здесь он металлический.) Случаются и разрушения тормозящего пластмассового кольца, которое склеивают либо заменяют новым. Втулки подшипников скольжения в любом стартере с течением времени изнашиваются. Хотя наработка стартера за время "жизни" автомобиля невелика (за 10 лет - около 30—40 часов), эти втулки, работая в нелегких условиях (пыль!), могут заметно износиться. Опыт автолюбителей показал, что штатные втулки можно успешно заменить бронзовыми. Если стартер долго эксплуатируют, не обслуживая, шлицевой участок вала может сильно загрязниться, препятствуя нормальной работе привода. После пуска двигателя шестерня привода может остаться в зацеплении с венцом маховика (усилия возвратной пружины не хватает, чтобы преодолеть сопротивление), о чем водитель узнает по необычному звуку. При частоте вращения коленвала двигателя 900 об/мин с учетом передаточного числа пары маховик-шестерня (11,73) последняя делает около 10560 об/мин, что может повлечь уже более серьезные повреждения - венца маховика, шестерни привода и т. д. Нужно заглушить двигатель (как по ­ казано выше) и после этого попы ­ таться вывести шестерню из зацепления с венцом маховика. Для этого включите четвертую передачу ипо ­ пробуйте вручную покачать автомобиль вперед-назад. Если "расклинить" привод удастся, то не исключено, что на автомобиле вы доедете до мастерской: возможно, при следующем включении стартера заклинивание не повторится. А в ряде случаев (под колесами твердая дорога, и у вас есть помощники) мотор можно пустить с разгона, не используя стартер. Если же отключить привод вы не можете, придется снимать стартер. Но об этом мы уже рассказывали в предыдущем номере журнала. 124 ЗА РЛМ1 / 6 УЕ 19Снимать двигатель с автомобиля приходится, как правило, лишь для серьезного ремонта. Легковой машине он обычно требуется через несколько лет эксплуатации. Иное дело малые грузовики, фургончики и микроавтобусы - бывает, они выкатывают ресурс за год-два. Тогда приходится демонтировать мотор. Об этом рассказывает Аркадий АЛЕКСЕЕВ.Далее некоторое время ра ­ ботаем параллельно - снимаем воздушные фильтры, отсоединяем провода от генератора, шлан-Многие владельцы ограничиваются заменой двигателя на новый или исправный, снятый с битой или не ­ растаможенной машины. Поэтому здесь не будем рассматривать собственно ремонт, нам важно лишь уз ­ нать, насколько сложна операция снятия-установки. Тесту подвергли "Фольксваген-Бус" и "Форд-Транзит" - оба 1985 года выпуска. Кстати, на "Бусе" мотор в полном порядке, заменить потребовалось выжимной подшипник сцепления. "Форд" же отбегал ресурс, и двигатель пойдет в ремонт. Прежде чем приступить к работе, заметим, что компоновка у наших испытуемых неодинакова - оба имеют задний привод, но на "Форде" двигатель и коробка впереди, а на "Фольксвагене" - сзади. Еще два существенных различия - на 'Транзите" установлен рядный двигатель водяного охлаждения, а на "Бусе" - оппозитный. После этих пояснений начнем, наконец, соревнование. Как говорится, звучит выстрел стартового пистолета..! Для начала обеспечим доступ к "полю битвы" - снимем капот "Форда", отметив положение его крепежных болтов. Теперь подбираемся к радиатору - сливаем охлаждающую жид ­ кость, отсоединяем шланги и снимаем радиатор. Владелец "Фольксвагена" за эти полчаса повернул два замочка и открыл люк в задней части салона. Демонтировать радиатор ему не по ­ требуется, а доступ к мотору он получил не хуже, чем мы на "Форде".ги к топливному насосу (на "Бусе" еще и "обратку"). От карбюратора отсоединяем трос дроссельной заслонки, а на "Форде" - и трос подсоса; на "Фольксвагене" подсос полуавтоматический. Отключаем провода от катушки зажигания и от датчиков: на "Бусе" от масляного, на "Транзите" также и от температурного и от отсечного клапана карбюратора. Еще следует отсоеди-Моторный отсек "Фольксвагена-Бус".