130
131
(рис. 1) и еще некоторых автомобилях, близких по классу. Механические тормоза просуществовали довольно долго. На некоторых, даже спортивных, автомобилях (например, "Делайе") они дожили до второй половины 40-х годов. Принцип работы другого механического усилителя можно пояснить на примере открывания ка ­ пота или крышки багажника - довольно тяжелую панель удается поднять без труда благодаря пружинам - витым, торсионным или пневматическим. Подобные устройства также неплохо сочетались с механическими тормозными приводами. Конкурент - вакуумный усилитель - появился в тридцатые го ­ ды. Он был одним из многих вакуумных устройств, получивших тогда распространение, - стоит упомянуть подобные омыватели и стеклооочистители. Интересно, что первые такие усилители нельзя назвать по-современному "гидровакуумными", поскольку воз ­ действовали они опять же на тросы и рычаги. Более того, в некоторых конструкциях управляющий клапан и собственно усилитель стояли раздельно! Конечно, из-за этого срабатывание несколько за ­ паздывало, но, впрочем, скорости, как и интенсивность движения, были далеки от сегодняшних. В "дедушках" современных автомобилей с механическим приводом тормозов "ручник" действовал на те же тяги, что и ножной тормоз. И это давало уникальную возможность при работающем двигателе уменьшить необходимое усилие на его рычаге! Перейдем к конструкции самого вакуумного устройства. Сейчас альтернативы диафрагменным усилителям нет, а вот лет пятьдесят назад выбор был куда больше. Чаще всего применялись поршневые механизмы (рис. 2) - такие устанавливали на ЗИЛ-111, многие грузовики. Понятно, что там, где используют поршень, есть и уплотнения, а они со временем изнашиваются, ухудшая работу не только тормозов, но и двигателя, в который подсасывается "лишний" воздух. Еще оригинальнее был устроен усилитель у "Чайки" ГАЗ-13: в нем рабочим элементом служил металлический гофрированный цилиндр-сильфон (рис. 3). И у "Чайки", и у ЗИЛ-111 эффективность усилителя регулировалась специальным эксцентриком.Автолюбителей"ПОЛГА" И "ГАЗЕЛЬ": D ПЯТАЯ - НЕ ЛИШНЯЯВ четвертом номере журнала мы начали описание последней модернизации "Волги" - главный конструктор легковых автомобилей ГАЗа С. Батьянов рассказал о новом шасси. В июне (N9 6) главный конструктор Заволжского моторного завода В. Пичугин представил 150-сильный двигатель. Этот материал об особенностях устройства пятиступенчатой коробки передач подготовил конструктор ГАЗа Леопольд КАЛЬМАНСОН.В настоящее время пятиступенчатые коробки с повышающей передачей стали стандартным оборудованием легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков. Разработана такая коробка и на ГАЗе. Этот унифицированный агрегат устанавливают сегодня на все "газели" и часть "волг" - производственные мощности пока не позволяют обеспечить всю легковую программу. На "Газели" благодаря повышающей передаче максимальная скорость увеличена на 14 км/ч по сравнению с прямой передачей, а на "Волге" появилась возможность эконо ­ мить 0,7-1 л/100 км пробега. Внимание! Коробка передач "Газели" 3302-1700010 при всей унификации отличается от "волговской" 31029-1700010: первичным валом (25 зубьев против 26), насадным венцом привода блока шестерен (35 зубьев против 36), шестерней первой передачи (45 зубьев, а не 43), шестернями при-Рис. 1. Рычаг переключения пятиступенчатой КП: расстояние а для "Газели" - 80 мм, для "Волги" - 60 мм.вода спидометра, а также более высоким корпусом рычага и самим рычагом переключения. Отличить коробки можно, замерив расстояние от оси коробки до центра сферы горловины (ось штифтов) корпуса рычага переключения и от центра сферы рычага переключения до центра головки нижнего конца рычага. Для коробки передач 31029 эти размеры 136 и 60 мм, для 3302 - 156 и 80 мм соответственно (см. рис. 1). Пятиступенчатую коробку можно установить на "Волгу" вместо четырехступенчатой без ка ­ ких-либо переделок. В то же время все детали новой коробки оригинальные ис прежними невзаимозаменяемы. Различны даже рычаги переключения четырех- и пятиступенчатой коробок: внешне они очень похожи, но у последнего на нижнем конце есть лыска. К назначению этой лыски мы еще вернемся, а пока рассмотрим основные изменения в конструкции агрегата (рис. 2). По сравнению с КП 24-1700010-01 увеличено межцентровое расстояние (между осями валов), введены большие по размерам синхронизаторы; все передачи синхронизированы, в том числе и передача заднего хода. Изменена установка блока промежуточных шестерен - если в четырехступенчатой коробке передач они вращались на игольчатых подшипниках, работавших по запрессованному в картер неподвижному валику, то теперь опорой вала шестерен служат два шариковых подшипника. Однако не за ­ быты и игольчатые подшипники теперь на них установлены все шестерни вторичного вала КП (раньше здесь были втулки скольжения). Шестерни коробки передач на заводе подбирают и комплектуют парами, чтобы обеспечить минимальный шум при работе.130 ЗА РУЛЕМ 11/96 26273231Рис. 2. Пятиступенчатая коробка передач: 1 - первичный вал; 2 - крышка подшипника первичного вала; Зи29- сальники; 4 - шариковый подшипник первичного вала; 5 - стопорное кольцо; 6 - роликовый подшипник вторичного вала; 7 - сапун; 8 - блокирующее кольцо; 9 - муфта включения; 10 - сухарь синхронизатора; 11 - ступица муфты включения III и IV передач; 12 - шестерня III передачи; 13 - игольчатый подшипник шестерни; 14 - стопорное кольцо полуколец; 15 - полукольцо; 16 - шестерня II передачи; 17- стопорное кольцо; 18 - шестерня I передачи; 19 - вторичный вал; 20 - шестерня заднего хода; 21 - ступица муфты включения V передачи и заднего хода; 22 - стопорное кольцо; 23 - шестерня V передачи; 24 - упорная шайба; 25 - шариковый подшипник вторичного вала; 26 - стопорное кольцо; 27- ведущая шестерня привода спидометра; 28 - задний картер; 30 - шариковый подшипник блока шестерен; 31 - сливная пробка; 32 - передний картер; 33 - блок шестерен; 34 - регулировочная прокладка.Если рассматривать картер новой коробки передач на верстак е , вы обнаружитеинтересную особенность - в нем сделаны два отверстия, для заливки и контроля уровня масла, а также по два глухих резьбовых отверстия М10 - на левой и правой стороне картера. Дело в том, что агрегат рассчитан как на установку с двигателем се ­ мейства 406, где трубы глушителя идут слева от коробкипередач , так ис двигателем семейства 402, имеющим выпускной коллектор справа (резьбовые отверстия как раз ипредназначены для крон ­ штейнов труб). Таким образом, на автомобиле будет свободен дос ­ туп только к одному из заливных отверстий. Сливная же пробка, естественно, одна, она традиционно снабжена магнитом для улав ­ ливания металлических частиц продуктов износа деталей. Есть новинкаивмеханизме переключения - кроме обычной блокировки от одновременного включения двух передач, еще од ­ но предохранительное устройство. Оно предотвращает случайноевключение заднего хода при вы ­ ключении пятой передачи; как раз с этим устройством и взаимодействует упомянутая выше лыска на рычаге переключения. Когда ниж ­ ний конец рычага переводят вис ­ ходное положение для выключе ­ ния Vпередачи , б локировочная втулка упирается торцом в стенку заднего картера - перемещение рычага переключения передач вположение "задний ход" н евоз ­ м ожно . Для включениязаднего хода рычаг необходимо отвести в положение "нейтраль": б локиро ­ вочная втулка под действием пру ­ ж ины отойдет от стенки заднего картера, упрется в ограничительный штифт, а также повернется вокруг оси и накроет выступом паз в головке штока V передачи и заднего хода. Пружины и предохранители в корпусе рычага переключения пе ­ редач, воздействуя на рычаг, устанавливают его таким образом, что в нейтральном положении нижний конец располагается в головке включения III и IV передач. Усилие пружины, которое приходится преодолевать при наклоне рычага для включения заднего хода, больше, чем усилие при включении Iи II передач. Новая "Волга" должна поя ­ виться довольно скоро - на ГАЗе полнымходом идет подготовка производства. Есть надежда, что машина будет избавлена от "детс кихболезней " , ведь почти все новые узлы и агрегаты устанавливаются уже сегодня на серийную продукцию . А значит, изучается статистика отказов, вносятся из ­ менения. И хотя 3110 - модернизация старогоавтомобиля , мы вправе ждать "Волгу" уже как бы из новой эпохи. Технические характеристики коробок передач "Волги" и "Газели"Параметры "Волга" "Газель" Механическая 5-ступенчатая, трехвальная, трехходовая Передаточные числа: I II III IV V задний ход Передаточное число шестерен привода спидометра Передаточное число рычага переключения Межцентровое расстояние, мм Вес коробки передач (без заправки маслом), кг Количество заливаемого масла, л 3,618 2,188 1,304 1 0,794 3,28 4,05 2,34 1,395 1 0,849 3,513,162,435,580 326,31,2ЗА РУЛЕМ 11/96 131