116
ЦоимишламиЗАЗМЕНЯЕМ ВТУЛКИ РЫЧАГОВВ передней подвеске "Запорожца" после некоторого пробега появляются признаки увеличенных люфтов: ухудшение устойчивости автомобиля (особенно на неровном покрытии), стуки, шумы. Как правило, владелец вынужден заменять втулки рычагов. Работа вполне по плечу автолюбителю, имеющему слесарные навыки - такому не обязательно обращаться к специалистам. Слово - инженеру Игорю МЕРКУЛОВУ.центрироваться (в этом случае ее нельзя будет провести сквозь втулку 4). Шайба должна висеть на штифте 3, как показано на рис. 2, с перекосом, гарантирующим ее прохождение внутри втулки. Когда она окажется ниже втулки, вы приподнимаете винт, чтобы шайба прижалась краями к торцу втулки. Затем поворачиваете винт вокруг оси, чтобы штифт 3 проскочил через радиальный пропил шайбы 2, - винт скачком поднимется примерно на 20 мм. Теперь приспособление готово к работе - можете вращать гайку 9и выпрессовывать втулку. Некоторые автолюбители используют это приспособление и при горизонтальном положении труб подвески. В этом случае выталкиватель сразу располагают между штифтом и головкой болта. Так как диаметр отверстия выталкивателя на 5 мм больше, чем болта, при введении приспособления во втулку выталкиватель нижней частью касается ее торца и, наклонившись, проходит внутрь. Дальше его проталкивает штифт. Остальное вам ясно. Прежде чем запрессовывать новые втулки, измерьте посадочные места в трубе (минимум в двух взаимно перпендикулярных плоскостях!). Новые втулки обычно нуждаются в дополнительной обработке (обточке) по наружному диаметру с тем, чтобы после за(30°)*Чтобы успешно заменить втулки рычагов передней подвески "Запорожца", подвеску нужно демонтировать с автомобиля и разобрать. Предварительно же - изготовить несложные приспособления, эскизы которых даны ниже, или одолжить их у коллег-автомобилистов. Без этих приспособлений выпрессовать или, напротив, запрессовать втулки довольно трудно и есть риск повредить детали. Итак, приподнимаем переднюю часть автомобиля и подводим под нее прочные и устойчивые подставки с таким расчетом, чтобы это не препятствовало работе с подвеской. Затем снимаем передние колеса, отсоединяем от колесных цилиндров тормозные шланги (если жидкость еще сравнительно свежая ив замене не нуждается, принимаем меры против ее утечки. Например, отверстия в бачке или шланги можно заглушить подходящими болтиками, пережать струбцинами и т. д.). Теперь демонтируем рулевую сошку, отворачиваем гайки крепления амортизаторов к брызговикам кузова, затем - шесть болтов крепления передней подвески к кузову - четыре внизу и два внутри кузова. После этого опускаем подвеску на пол. Отсоединяем нижние шарниры амортизаторов, снимаем ступицы колес и щиты тормозов с колодками, колесными цилиндрами и пружинами. Далее отворачиваем и выбиваем стопорные болты, чтобы снять с рычагов поворотные кулаки в сборе с шаровыми шарнирами. Отворачиваем болты крепления рычагов к торсионам и выбиваем верхние и нижние рычаги. Торсионы выбиваются молотком через проставку из мягкого металла. Теперь нужно извлечь из труб подвески изношенные втулки. Их можно выпрессовать, используя приспособление, эскизы которого представлены на рис. 1. Первой выпрессовываем наружную, а затем внутреннюю втулку (последняя операция и показана на рис. 1). Как работать с помощью этого приспособления? На рис. 1 оно показано смонтированным внутри трубы - остается лишь, придерживая винт 5 за лыски (от проворачивания), завертывать гайку 9. При этом головка винта упрется в шайбу-выталкиватель 2, а она - в торец втулки 4. Как ввести приспособление в трубу? Это удобно сделать, расположив трубы подвески вертикально. При этом шайба-выталкиватель не должна лечь на конус головки винта и по нему от116 ЗА РУЛЕМ 11/96©1Л1ПGGш mG:5 ,I«©Рис. 1. Выпрессовка внутренней втулки: 1 - труба; 2 - шайба-выталкиватель; 3 - штифт; 4 - втулка; 5 - винт; 6 - опорная втулка; 7,8- шайбы; 9 - гайка.