86
87
88
АВТОИОБИЛВ этом номере мы завершаем публикацию статей Сергея КАНУННИКОВА о наиболее выдающихся конструкциях автомобилей нынешнего столетия, оставивших заметный след в истории мирового автомобилестроения."МИНИ" Многие слышали о том, как Алек Иссигонис, конструктор могущественного британского концерна БМК, перемещал агрегаты, проектируя супермалый автомобиль. Возможно, это воспринималось как легенда, но на "Остине-850" ("Моррис-Миниминор"), представленном в 1959 году, впервые в серийном автомобиле двигатель был размещен поперек, а коробка передач находилась под ним. Четырехцилиндровый мотор (848 см3) развивал 35 л. с. при 5500 об/мин. Салон был отделан просто и даже строго - в оформлении чувствовалась английская консервативность. Новаторское компоновочное решение и десятидюймовые колеса сделали маленький автомобильчик не очень тесным. Обычные торсионные и пружинные подвески не умещались там, где каждый дюйм пространства оказался на счету, поэтому были применены упругие резиновые элементы особой формы. Потом, в 70-х, появилось выражение "внутри больше, чем снаружи", а на "Мини" это прекрасно получилось еще в 1959 году. Кстати, о названии "Мини". В нем, наверное, тоже есть доля успеха, которого достиг автомобиль. Возможно, именно благодаря ему слово "мини" вошло в широкий обиход (вспомним хотя бы мини-юбки). А в программе концерна БМК "Мини" с 1969 года стала отдельной маркой. Машина быстро приобрела популярность, но настоящий успех пришел к ней после того, как Джон Купер создал раллийную версию (1071 см 3 , 90 л. с ) , которая три раза - в 64-м, 65-м и 67-м годах победила в престижнейшем в то время ралли "Монте-Карло" (с 1965 года "Kynep-S" в стандартном исполнении - 1275 см 3 , 75 л. с ) . После этого стало ясно: хотя и маленький, но вполне серьезный автомобиль. В 60-е годы выпускались люксовые модификации с выступающим багажником "Рилей-Эльф" и "Уолсли-Хорнет". В 1964 году появилась гидропневматическая подвеска "Гидроластик". Но все же с годами "Мини" менялся мало. В пору глубочайшего кризиса британской автомобильной промышленности, когда"Мини", 1959-сцену покинули многие известные марки "Триумф", "Эм-Джи" и другие, а заводы концерна БМК перешли на выпуск автомобилей, отличающихся от японских моделей только отделкой, "Мини", хотя и под маркой "Ровер", сохранился в производстве (1275 см 3 , 53 л. с. и 63 л. с ) . Правда, ушли в историю универсал и пикап, но зато с 1992 года выпускается заводской кабриолет (тюнинговые строились и до этого), а ряд тюнинговых фирм продолжает заниматься доводкой машины. Не так давно прошел фестиваль, посвященный 35-летию "Мини", на который съехались его поклонники со всего мира. Были среди них и граждане Японии, где, как известно, популярны маленькие автомобили. Но в "Мини" салон гораздо просторнее, чем во многих японских малютках.Фирма "Ровер" (наследник БМК) заявила о том, что "Мини" останется в производстве до конца века. Значит, спрос пока есть... "ФОРД-МУСТАНГ" Знаменательно, что концепция этого автомобиля была предложена великим менеджером Ли Якоккой. Небольшой, по американским меркам, "Мустанг" - со стремительными линиями, характерными воздухозаборниками на боковинах, смелым решением передка и силуэтом мустанга на решетке радиато-"Форд-Мустанг-Конвертибл", 1965 год. "Форд-Мустанг-Босс", 1970 год.ч86ЗА РУЛЕМ 12/96 БылоеИСИМВОЛЫ XX ВЕКАчшедевры. И легендарная "250" начала 60-х годов, и 'Тестаросса", и F-50. И все-таки "365"! Здесь фирма, кажется, достигла апогея в своих традиционных V12. Мотор рабочим объемом 4390 см 3 был снабжен шестью (!) карбюраторами и развивал 320 л. с. В 1968 году он был установлен на версии "365" - одном из самых изящных автомобилей "Феррари", который и сегодня смотрится неплохо рядом с современными аэродинамично-экологическими моделями. В этом чуде "Пининфарины" спортивная агрессивность прекрасно сочеталась с плавными переходами линий. Было выпущено и совсем немного слайдеров "365GTS/4", но именно они оказались популярны в США, что отражено ив ряде современных фильмов. Для "Феррари", как и для "Роллс-Ройса", возраст - не недостаток. Позже увидел свет "Феррари-"®eppapu-365GTK/4", 1971 год. Феррари-512ВВ" (впереди) и "Дэйтона" ближайшие родственники "365" ра - приобрел как раз то, на что рассчитывали его создатели - популярность. Конструкция не отличалась оригинальностью и была типична для США; предлагался стандартный набор шести- и восьмицилиндровых двигателей мощностью 100-275 л. с , зато цена была вполне доступна. Скептики иронизировали над подражанием настоящим спортивным моделям. Да, в "Мустанге" не было экстравагантности и бешеной мощи, тем не менее - кажется, в первый и последний раз в истории США - за автомобилями к дилерам выстраивались очереди, иногда- на ночь! Это был "Мустанг"! Для Европы он, конечно, казался великоват, такой популярности, как в Штатах, у него здесь не было, но многие если и не ездили на этом автомобиле, то мечтали о нем. В знаменитом фильме К. Лелюша "Мужчина и женщина" участвуют даже два "Мустанга" - закрытый и открытый. А уж Лелюш знал толк в машинах! В США устраивают фестивали владельцев "фордов-мустанг". На один из них на красном кабриолете 65-го года приезжал президент США Клинтон. Именно на эту модель ориентировались и стилисты при проектировании "Мустанга" последнего поколения. А в современных американских фильмах до сих пор мелькают "мустанги" (обычно - кабриолеты) первого выпуска."ФЕРРАРИ-365" Для того чтобы понять, что такое "Феррари", достаточно посмотреть этап формулы 1в Италии или Сан-Марино. Тысячи флагов, плакатов, кепок, вымпелов с символикой этой марки. Тысячи кричащих, ревущих ее приверженцев, сравнимых разве что с футбольными тиффози. Впечатление такое, что весь автодром болеет за "Феррари", причем вне зависимости от результата - любовь она и есть любовь! А ведь подавляющее большинство фанатов никогда не смогут стать владельцами этого чуда. Но "Феррари" - мечта сотен тысяч, а может миллионов, и не только в Италии. На "Феррари" ездят кинозвезды и представители спортивной элиты (у Марадоны в Италии их было два), а также просто очень богатые люди. При этом фирма продает свои автомобили только известным личностям. Понятно, почему выбрать определенную модель "Феррари" очень трудно. Все они -365GT4BB" - уже не классической, а заднемоторной компоновки, с более острыми и резкими линиями кузова, появились и другие замечательные модели. Но те, кто понимает толк в автомобилях, и сейчас смотрят на "365" 68-го года с блеском в глазах. "ФОЛЬКСВАГЕН-ГОЛЬФ" Когда в начале 70-х мир потряс экономический кризис, многие автомобильные компании испытали значительные трудности. Не избежал спада и такой гигант, как "Фольксваген". Спрос на "Жука" и модели на его базе уже падал. Не спас положения и переднеприводныи "К70". В результате лишился своего кресла шеф фирмы по конструированию. Первым из новых автомобилей лоявился "Пассат" (аналог "Ауди-80"). Но для массового он оказался великоват и, соответственно, дорог. И вот в короткие сроки был сконструирован "Фольксваген-Гольф", к создаЗА РУЛЕМ 12/96е 87 "Гольф-Кабриолет" компании "Оснабрюк", 1979 год. нию которого приложил руку знаменитый Д. Джуджаро. По сути, это вполне обычный переднеприводныи автомобиль, по-немецки добротный и прочный. Несколько угловатый, строго функциональный кузов был неброско-привлекательным, но эффект от выпуска "Гольфа" на рынок оказался потрясающим. Вскоре он стал самым продаваемым автомобилем в Европе. Кроме трех- и пятидверных версий появились пикап и кабриолет (последний по традиции был подготовлен фирмой "Карманн"), а также полноприводный вариант. В Европе утвердилось понятие "гольф-класс", и в этом классе автомобиль - теперь уже третьего поколения - до сих пор лидер. Выпускался "Гольф" с двигателями 1093 см 3 , 50 л. с. и 1588 см 3 , 75 л. с. Чуть позже появилась версия "GTI" спортивного стиля с двигателем 1588 см 3 мощностью 110 л. с. при 6100 об/мин. Даже в США был открыт сборочный завод, где строили немецкий "Гольф" под именем "Рэббит". За прошедшие 20 лет технический прогресс сильно изменил автомобиль. Однако не только в концепции, но и во внешнем облике легко узнать машину, выведшую в 70-х фирму "Фольксваген" на новые высоты. "АУДИ-КВАТТРО" Появившись на автосалонах в 1980 году, "Ауди-Кваттро" фурора не произвела. Но смешанный с удивлением интерес вызвала точно - элегантный и мускулистый автомобиль-купе спортивного типа с мощным мотором был полноприводным. Справедливости ради надо отметить, что идея создания полноприводного автомобиля с обычным дорожным кузовом зародилась давно и была воплощена в жизнь не где-нибудь, а в СССР в моделях ГАЗ-61, ГАЗ-М72 и "Москвич-410/411". Существовал даже прототип полноприводного лимузина ЗИС-110П. Однако их назначение было ездить по бездорожью. На "Ауди-Кваттро" полноприводная концепция поднялась на совершенно новый уровень, что, кстати сказать, не сразу все поняли. Многие посчитали модель конструкторско-рекламной причудой, но на самом деле автомобиль обрел совершенно новые возможности. В ралли на "Кваттро" было выиграно, кажется, все, что можно было выиграть. Рационализм и простота форм, присущие "Ауди", прекрасно сочетались с линиями "спортивной мощи". После "Ауди" полноприводные автомобили стали делать почти все - от ФИАТа до "Порше". Пришли к этой схеме "Лянча", "Тойота", "Субару" и др. За купе "Кваттро" последовали модели с другими кузовами, но полноприводные машины отныне всегда присутствуют в программе "Ауди".Рентген "Кваттро"."Ауди-Кваттро" в ралли, 1982 год. Последние два десятилетия отмечены новым автомобильным бумом. Автомобили оборудованы компьютерами, начинены электроникой, управляющей всем - от стеклоподъемников до трансмиссии. В стилистике царит так называемый экологический стиль. В моду вошли термины, одушевляющие автомобиль: глазки, мордочка, улыбка, листочек, капелька... Но, кажется, эта мода проходит, именно мода, а не действительное сближение техники и экологии. Сейчас трудно сказать, какие автомобили 80-90-х останутся в истории, поскольку эти десятилетия отмечены огромным количеством моделей, их быстрой сменой, целым валом концепт-каров.чНаверное, запомнится феерический "Феррари-Р50", созданный по технологиям формулы 1, или БМВ седьмой серии, сблизивший спортивный стиль с представительским. А может, это будет "Рено-Эспас", по сути открывший новый класс, или "Мерседес" Акласса, демонстрирующий новый подход к малым автомобилям. В стилистике знаменательно возвращение к линиям 30-50-х годов. Достаточно назвать "Бугатти ЕВ-112", BMB-Z3, "Фольксваген-Концепт-1", "Крайслер-Атлантик". Хотя само по себе обращение к идеям прошлых лет не означает еще, что современная стилистика зашла в тупик. Скорее, это знак того, что опыт, накопленный нынешним веком, не пропал даром.ГЗА РУЛЕМ 12/9688