92
93
/f»rs4UЕсли вы можете свою любимицу разобрать и собрать с закрытыми глазами, заметки эти скорее всего не для вас, да и вряд ли вы окажетесь в такой плачевной ситуации - автомобильный гуру почувствует неладное еще за пять верст и примет меры. А на что надеяться всем остальным, особенно тем, для кого отличить коленвал от трамблера уже большое достижение? Чтобы понять это, мы решили провести небольшой эксперимент - "сломаться" гденибудь на бойких улицах Москвы и посмотреть, легко ли найти помощь, во что она обойдется по времени и деньгам. Вся затея выглядела следующим образом. У незадачливого автолюбителя, роль которого исполнял автор этих строк, "неожиданно" ломается его "сорок первый" "Москвич". Место действия - Садовое кольцо, недалеко от редакции нашего журнала. Поломку выбрали вполне реальную и не слишком сложную - обрыв добавочного сопротивления катушки зажигания - вариатора. При этом искра на высоковольтных проводах есть, пока работает стартер, но стоит отпустить ключ зажигания, как машина глохнет. Если пытаться слишком упрямо раскручивать двигатель стартером и давить педаль газа, можно лишиться стартера. Цели устроить экзамен автослесарям у нас не было. Во-первых, потому, что во всем цивилизованном мире машины со сложными поломками на улице не ремонтируют. А вовторых, мы просто хотели узнать: каков спектр услуг на рынке, так сказать, технической помощи и сколько они стоят? Итак, выезжаю на Садово-Спасскую, поближе к правому краю, глушу мотор, включаю аварийную сигнализацию, открываю капот, чтобы собственными руками вывести из строя вариатор. Замешкался на мгновение. Тяжелое чувство не дает покоя: это ж какоето членовредительство совершаешь. Вдруг над ухом голос Мефистофеля: - В чем проблема, друг? Гляжу - точно, он. Но, как выяснилось, вовсе не хозяин преисподней, а автомеханик по имени Давид, родом из Баку. Мастерская его будто бы где-то в ближайшем дворе, а сам он якобы за пивом для друга пошел в ларек у метро. - Да вот, что-то не заводится, - отвечаю по инерции, хотя не заводиться ей еще рано, я ведь ничего не успел испортить. - Это электричество, - оживился он, очень сложно, вы не трогайте, я все быстро починю. Говорил он так быстро и напористо, все время перемежая "ты" и "вы", что отказаться я, "беспомощный любитель", не мог. Надо заметить, на моем "Москвиче" помимо штатной, бензиновой системы питания установлена еще и газовая. Про газ на легковой машине журнал недавно писал доста92 ЗА РУЛЕМ 12/96точно подробно (1996, № 2), и я готов подписаться под главным выводом той статьи: в руках хозяина эта система весьма и весьма неплохо работает. Давид же "объяснил мне, непутевому, что "газ - это врэдно и опасно", и сразу начал крутить регулировочные винты на редукторе. А этого вслепую лучше не делать. Я, однако, молчу и жду команды "заводи!". Теперь-то уж это непросто. Судя по всему, с газом мой мастер раньше дела не имел. Минут через десять слепого кручения винтов он, наконец, велел мне переключиться на бензин, с чего начал бы любой маломальски грамотный механик. Вообще-то с бензина на газ и обратно проще переключаться на ходу - при неработающем двигателе приходится вручную подкачивать бензонасос, чтобы заполнить бензином поплавковую камеру. Но я об этом молчу и лишь кручу стартер. С пятого или шестого раза мотор, конечно, завелся бы, но Давид его опередил: - Бэнзонасос надо менять. Вон магазин "Автозапчасти", вы купите, я его поставлю. - Но может не весь насос менять? К примеру, если колесо проткнул, его же не сразу выбрасываешь, - начинаю уже возражать я. - Я вас понимаю, - говорит Давид и... посылает-таки меня за новым. Через пять минут насос стоял на месте, а двигатель, естественно, не завелся. Давид остался почти невозмутимым:- Насос ваш в порядке, я только хотел убедиться в этом на сто процентов. На, неси его обратно в магазин. Как не примэт, ты что - новый насос? Не буду расписывать подробно, как в конце концов двигатель был запущен, как Давид настоятельно рекомендовал мне сменить то "суперт" передних тормозов, то цилиндры задних, а самое главное, как он потом мне предъявил счет и за ремонт бензонасоса, и за настройку газовой системы питания, и за диагностику тормозов. Мои попытки убедить его, что все работало нормально до его вмешательства, были тщетными. Не буду раскрывать секрет, сколько же он получил с меня за этот ремонт, что- бы не портить у читателя мнения о себе, запомним лишь запрошенную сумму - 200 тысяч рублей. Я переехал на противоположную сторону Сухаревской площади, чтобы снова не оказаться на пути какого-нибудь горе-механика, и занялся симуляцией неисправности. Итак, снимаем катушку зажигания, отсоединяем и развинчиваем корпус вариатора и перекусываем нихромовую спираль. Собираем в обратном порядке. Наконец-то яв задуманной исходной позиции - автомобиль стоит на улице и не заводится. Теперь нужно куда-то звонить. Сразу скажу, не пытайтесь по "09" узнать телефон техпомощи. Вам дадут некий номер, по которому не отвечают, а попросите еще вам посоветуют звонить в платную справку, за пользование которой нужно заплатить заранее либо сообщить номер домашнего телефона, куда можно прислать счет за справку. Хорошо, если вы знаете фамилию и номер телефона своего недруга, а если нет? Вспоминаю, что у меня в машине есть Атлас автодорог Москвы с многочисленными справочными приложениями, как-то: адреса и телефоны бензо- и газовых заправочных станций, отделений ГАИ, МРЭО, а вот и список из не менее десятка ремонтно-эвакуационных автомастерских. Так, "Алмо-Авто-Форум", эвакуация "мерседесов" - не для нас. Из других на букву А бросилось в глаза знакомое название - "Ангел-HCA". Несколько раз в городе видел их оранжевые фургоны и легковухи с телефонными номерами на бортах. Как и следовало ожидать, на звонок ответил ангельский голос: "Да, попробуем отремонтировать на месте, если потребуетсясерьезный ремонт - эвакуируем куда скаж ете . Каждый час работы стоит 285 тысяч, причем первый оплачивается полностью, что покрывает плату за вызов". Сообщаю свои координаты изасекаю время, поскольку прибытие машины обещано в течение часа. Но тут под капот залезла довольно добродушная физиономия со следами невоздержанности на ней: "Мужик, что случилось, давай помогу". С момента вызова "Ангела" прошло только восемнадцать минут, и я попытался отказаться от его услуг. Но к навязчивому сервису мы еще не готовы. "Да какая техпомощь, они с тебя сдерут восемьдесят долларов, а я сделаю все в пять раз быстрее ив шесть раз дешевле! Я ж на "Варшавке" тридцать лет проработал", - при этом он вывалил трясущимися руками из маленькой поясной сумочки, где нынче модно носить мелкие бумаги, несколько блестящих гаечных ключей с носовым платком. На ветерана труда он явно не тянул, но готовность прийти на помощь впечатляла. Володя - так звали алкаша - чувствовал, что времени у него мало. Он стремительно взялся за дело, и ... тут сзади раздался двойной сигнал - прилетел "Ангел" на оранжевом фургоне. Я ринулся к нему навстречу, чувствуя некоторую двойственность своего положения - меня ведь уже обслуживают. "Ангел" Миша, вопреки моему ожиданию, отнесся довольно спокойно к конкуренту. Он ел сливы и наблюдал. Володя скомандовал мне: "Заводи". В ответ на первую же попытку двигателя завестись оба хором воскликнули: "Вариатор полетел!". Для профессионалов мои "хитрости" оказались семечками. Володя всеми силами старался удержать инициативу в руках. Он громко и важно потребовал у меня кусок провода. Миша, имея при себе мастерскую на колесах, спокойно достал провод и начал зачищать его концы, но, увидев, что дело движется в нужном направлении и без него, остановился: "Поскольку меня опередили, я возьму с вас только за вызов - 108 тысяч. Распишитесь здесь и здесь", - он протянул мне бланк, который заполнил в считанные секунды. Подошел к нам и Володя. Несколько виновато сказал своему преуспевающему коллеге: "Ты уж извини, что я твою работу перехватил". "Да ладно, тебе тоже жить надо". Я едва не прослезился от этой идиллии, но развязка меня живо отрезвила. "Ангел" Миша пошептался о чем-то в кабине с рацией и улетел на своем фургоне. Володя уговорил меня на семьдесят тысяч, поскольку у него жена в больнице (ну что вы смеетесь, а вдруг правда?) и растворился в толпе Садового кольца. Завожусь. Двигатель начинает работать, но как только отпускаю ключ - глохнет. Мой добродетель за 70 тысяч рублей закрепил под гайку толькоодин конец провода! Вторую гайку он не одолел, хотя она откручивалась так же легко, как и первая, и просто обмотал оголенный конец вокруг нее. Вибрации работающего даже на месте двигателя хватило, чтобы контакт нарушился. Пока я восстанавливал вариатор, было достаточно времени, чтобы успокоиться. Ну что собственно произошло? Мы ставили эксперимент - результат налицо. Из двух случайных помощников с улицы - два никудышные. "Ангел" обещал помочь в течение часа добрался через двадцать минут. Как он работает, я на себе не проверил, но что-то подсказывает мне, что концы провода Миша смог бы закрепить нормально. А случись что-то более сложное - "Ангел" эвакуировал бы машину ко мне домой (это почти 30 километров) за 389 тысяч в любое время суток. Сумма определяется столь точно прямо во время разговора с оператором по телефону. Он заводит в компьютер все необходимые данные - тип машины, откуда и куда везти и т. д., сообщает результат, и вы сразу решаете, устроит ли вас эта сумма. Следующим "испытуемым" стала фирма "Альфа-Ринако". Ослабил винты крепления подвижного контакта в прерывателе-распределителе. "Ребус" не сложнее предыдущего, но мы, повторяю, не экзамен на сообразительность для техников проводим. Телефонистка-оператор принимает заказ и назначает тот же срок прибытия машины техпомощи, что иу "Ангела", - один час. Вызов стоит 60 тысяч, а оплата работ по прейскуранту, который вы можете изучить, пока спасители пользуют вашу машину. Синий "каблучок" прибыл через 65 минут, и мы не будем мелочиться из-за пятиминутного опоздания. Два довольно симпатичных парня в синих комбинезонах (почему они сегодня все такие приветливые, а?), Анатолий и Алексей, через десять минут определили неисправность и довольно быстро отрегулировали зазор в контактах прерывателя. Двигатель завелся без проблем. Проверили угол замкнутого состояния контактов, работу регулятора напряжения. Посоветовали при случае его заменить - колебания напряжения великоваты. Вместе со скрытым интервью ребята потратили на нас с "Москвичом" чуть менее часа. Машины "АльфаРинако" тоже ездят по городу круглосуточно без ненужных заездов на базу - очередную цель ребятам передают на пейджер. Клубных карт, как у "Ангела", они не распространяют, но постоянные клиенты все же имеются - это те, кто по три-четыре раза в год прибегает к их помощи. Сегодняшний вызов обошелся нам целиком в 235 тысяч рублей, а в случае серьезной поломки эвакуация стоила бы 400 тысяч. Чтобы больше не проводить хирургические эксперименты на живой машине с участием "предпринимателей" из разных социальных групп, я обзвонил некоторыеЗА РУЛЕМ 12/9693