Наше знакомствоЕсть на Земле географические зоны, где невыгодно строить дороги - они себя просто не окупят там, где жителей нетрудно пересчитать по пальцам. Поэтому транспорт для бездорожья будет нужен всегда. Об одной из таких машин - "Арктике" рассказывает Антон УТКИН.- ВЕЗДЕХОДНа заснеженных просторах Крайнего Севера авиацию начинают постепенно теснить "конкуренты". Учитывая высокую стоимость эксплуатации авиатехники (например, один летный час вертолета МИ-8 стоит от 600 до 2000 долларов), вполне естественно стремление северян обойтись наземным транспортом: вездеходами, снегоходами, а в последнее время - и машинами на колесах низкого давления - "пневматиках". Правда, пока они относятся к мелкосерийным или даже штучным. Именно с такой машиной мы и познакомились на подмосковном полигоне ассоциации "Арктиктранс", производящей эти вездеходы. Одна из основных идей конструкции "Арктики" - минимально возможная масса. Кузов - несущий, собран исключительно из алюминиевых деталей по авиационной технологии - на заклепках. Двигатель применен самый легкий из автомобильных - от ВАЗ1111. Колеса на базе 21-дюймовых камер (подходят от грузовиков КрАЗ и "Урал") весят в сборе всего по 18,5 кг. И это при диаметре 1250 мм! Незагруженная машина идет по снежной целине, практически не проминая колею. По воде вездеход плавает, не касаясь поверхности днищем. Даже без привода передних колес (а можно заказать и его) проходимость машины избыточна. Гладкие, без намека на протектор, колеса "зацепляются" за снег, грунт или воду благодаря громадному пятну контакта. И только. А на голом льду шина работает наподобие гоночного "слика" на асфальте. Кстати, ресурс камер, движущихся по снегу, не так уж и мал - не менее 3 тысяч километров. К "услугам" водителя - две дополнительные педали, тормозящие раздельно правые или левые колеса (для разворота на месте). Как показал опыт езды на "пневматиках", вероятность прокола шин на снежной целине, на льду ив тундре ничтожно мала, так как податливая стенка камеры легко прогибается при наезде на острые сучки валежника, края льдин и камни. На крайний случай имеются вулканизатор, сырая резина, а также запасные камеры, установить которые совсем не сложно. Обычно при небольшом объеме выпуска производители используют узлы и агрегаты от распространенных машин. "Арктика" - не исключение. Например, ветровое стекло с подогревом - от задней двери ВАЗ-2108, кроме обычного "жигулевского" отопителя, есть еще автономный - от "Запорожца", он же - предпусковой подогреватель двигателя. Большая часть электрооборудования - от "Оки" и мотоколяски СЗД. Несмотря на множество общих деталей, ходовая часть "Арктики" на автомобильную похожа мало. Поперечно установленный двигатель с коробкой передач и полуосями от "Оки" передает крутящий момент на бортовые передачи, состоящие из трех конических редукторов (также авиационного происхождения) и продольных валов с карданными шарнирами. Подвеска всех колес - независимая, на поперечных рычагах, с использованием деталей самолетных шасси. Внутри качающихся рычагов подвески установлены полуоси полуразгруженного типа. Два трансмиссионных тормоза на полуосях силового агрегата позволяют затормаживать машину как четырьмя задними колесами, так и отдельно левым или правым бортом, что можно использовать вместо блокировки дифференциала или при развороте машины на месте - "танковым" способом. Элементы подвески и приводы выглядят ажурными, но при этом весьма надежны. "Арктика" одинаково легко преодолевает и свежевспаханное поле, и крутой склон оврага. "Грузопассажирский" салон вездехода достаточно просторен. Позади водительского сиденья - моторный отсек, под ним в железном коробе - мощный аккумулятор. Нам довелось опробовать машину на ходу. Первый километр - по асфальту. Для своего моторчика машина неожиданно резво набирает скорость. Но когда вспомнишь, что при внушительных размерах весит она не больше "Оки", это уже не удивляет. Перемахнув кювет, мы вышли на пашню и поплыли по ней, как на катере по волнам, держа скорость около 30 км/ч. Да, именно ощущение водной стихии за бортом не покидало нас, когда большие мягкие колеса "обтекали" острые гребни навороченных плугом пластов. Потом были поросшие травой овраги, запредельной крутизны склоны, преодоление которых на "Арктике" вполне заменит посещение аттракционов в луна-парке. Конечно, использовать ее для развлечения вряд ли кто станет, ведь это вездеход-труженик, способный окупить себя, скажем, за один охотничий сезон. Штучность изготовления машины имеет свои особенности. Вездеход делают только на заказ, исполнения которого приходится ждать около месяца. Но зато есть возможность выбрать комплектацию по душе. Например, полный привод колес (6x6) или небольшой прицеп на таких же объемных "дутиках". Остается добавить, что цена машины в зависимости от комплектации составляет от 10 до 15 тысяч долларов. Фото Андрея ЛадыгинаТехническая характеристика вездехода "Арктика-2" Колесная формула - 6x4; снаряженная масса 700 кг ; грузоподъемность - 500 кг ; дорожный просвет - 650 мм; колея - 2450 мм; преодолеваемый подъем - 80%; удельное давление в шине и на грунт - 0,05-0,07 кгс/см2; мощность двигателя - 29,6 л. с ; передаточное число трансмиссии 18,6-76,47; ход подвесок - 320 мм; диапазон скоростей, км/ч: на суше - 2-60, на воде - 3-4; объем топливных баков - 4x18 л. ЗА РУЛЕМ 12/9623