ГОВОРЮ Об ЭТОМ, ЧТО' вейеров сойдет до конца бы сразу внести ясность, года 78 тысяч грузовых маопределить, так сказать, шин, из которых 85% - "га"исходную позицию" в назели" (в 1995 году - 81 719, в шем разговоре. 1994-м - 72 390), в следуюМежду тем, я убеждещем планируется сделать на: если погибнет наше ав100 тысяч грузовиков. Легкотомобилестроение, мою вых машин произвели здесь жизнь, жизнь миллионов со- 126 тысяч (в 1995 году - 118 | отечественников и экономи673, В 1994-м - 118 159), а В ку России вообще ждет ката1997-м хотят поднять планку строфа, оправиться после кодо 130 тысяч, причем запустить торой будет очень сложно, в серийное производство новую Ведь одно место в автопроме модель. Сюда еще нужно при(в нем занято около миллиона плюсовать 4 тысячи автобусов человек) создает, как минина базе "Газели", собранных в мум, восемь рабочих мест в 1996-м (в будущем запланировано смежных отраслях. Если счи5 тысяч). тать, что семья состоит из чеПогорелец КамАЗ в нынештырех человек, то выходит, на нем году выпустит 20 тысяч грузоше автомобилестроение обеспевых автомобилей и7 500 машин чивает существование 36 милли'Ока" (в 1997-м планируется соотонам граждан! ветственно 25 тысяч и 10 тысяч). Экономика в целом, если разПравда, в этом году сбавил темпы рушить автопром, лишится огромУАЗ, выпустив 48 тысяч машин (в ной части национального продукпрошлом году - 53 646), и из рук вон та. Страна же, ничего не произвоплохи дела у АЗЛК - завод в нынешдящая и не продающая, не в состонем году почти не работал, сделав янии и покупать, а потому неминуевсего 3 тысячи автомобилей (в промо превращается в банкрота. Отсюшлом - 40 600 штук), и будущее его да ясно: наше автомобилестроение неясно. должно не просто продолжать свое Тем не менее утверждать, что дела существование, но и развиваться. у всех автозаводов плохи, основываясь на приведенных цифрах (данные за 1996 КТО ГУБИТЕЛЬ АВТОПРОМА? год предварительны), было бы странно. Казалось бы, видимых причин Еще бы, скажут многие, при такой-то беспокоиться о состоянии здоровья поддержке государства! Одни таможенотечественного автопрома нет. Это, поные пошлины чего стоят: где это видано, жалуй, единственная из отраслей мачтобы иномарки, купить которые может шиностроения, где спад не был так уж позволить себе на Западе любой студент, безнадежно глубок. Если же говорить о любая домохозяйка, продавались у нас по нынешней ситуации, то производство на цене, равной сумме зарплат врача за 7 - 10 многих заводах по сравнению с про лет! Разве не в угоду автозаводам мы вынушлым годом даже увеличилось! ждены покупать наши дорогие плохие маши"АвтоВАЗ" в 1996 году выпустит 670 ны вместо их дешевых и хороших? тысяч автомобилей (в 1995-м - 617 395; в Увы, кто думает так - глубоко заблужда1994-м - 530 876). А в наступающем, 1997ется. Увеличивая выпуск автомобилей, пром, тольяттинцы намерены произвести 700 давая их все до единого, заводы не богатеют, тысяч машин! а ... движутся к своей гибели. Причем семиГАЗ тоже не сбавил темпы. С его конмильными шагами. УАЗИтоги 1996 года и взгляд на будущееДля примера возьтают, машины, худо-бедмем "вазовскую" "девятно, выпускают, а на ^ _ ^ ку". Дилеры приобретают само производНЗЛ"' \ ее у завода приблизительство, его обновлено за 39 миллионов. Казание средств не налось бы, немало, значит, правляют. Что это завод наживается за счет значит для меня, понас, покупателей? Но посмотребителя? Да то, что трим, как распределяются яв результате не могу приобэти деньги. НДС, поступаюрести новый, современный авщий государству сразу, - ботомобиль, а вынуждена покулее 3 миллионов. НДС, зало пать давно устаревший и не женный в цену сырья и комплучшим образом собранный. Отлектующих, - тоже 3 миллиона сюда и нелюбовь к отечественс лишним. Акциз - почти 2 милной технике, распространяемая лиона. Итого 8 миллионов идет на заводы. Выходит, государство в бюджет. - и главный наш "грабитель", и На покупку комплектующих "убийца" отечественного автодля новой машины завод должен прома. Так что же может спасти потратить 15 миллионов. На топлиавтопромышленность страны? во и электроэнергию, соцстрах, ГАЗ зарплату, содержание оборудоваЗАГРАНИЦА ния и оснастки - еще почти семь НАМ ПОМОЖЕТ? миллионов. А из того, что останется, Надежда на Запад или Воснужно будет платить немалые налоток, скорее всего, лишь миф. ги государству. В итоге выглядит это Серьезных намерений по отношетак: в 1995 году "АвтоВАЗ" получил нию к нашей нестабильной эконобалансовую прибыль 2,2 триллиона мике у иностранных автозаводов рублей, а после того, как заплатил все нет. Максимум - так называемая налоги и штрафы за несвоевременную отверточная сборка, чтобы не вклауплату этих налогов, остался ... с убытдывать много денег. Нашим завоками в 2,02 триллиона рублей! В нынешдам она нисколько не поможет: ненем году картина не лучше. выгодно размещать на них сборочМожет быть, это "АвтоВАЗ" такой ное производство - мешает груз в неудачливый (хотя не понятно, как, наравиде многих других цехов, которые щивая выпуск машин и продавая их, окажутся без дела, а содержать их, можно сработать себе в убыток?). Вот стоящих, платить налоги на их основподробные расчеты с ГАЗа: балансовая ные фонды - никакая сборка самых прибыль в 1995 году - 1,4 триллиона. Посимпортных машин не окупит. ле уплаты всех налогов - 0,4 триллиона Если же сборка, тем более масрублей убытков. Но знаете, что поражает совая, начнется вне наших автозавобольше всего в выплатах ГАЗа? Графа: "имдов, они, не выдержав конкуренции, портные таможенные пошлины". Их в провстанут, потянув за собой множество шлом году завод заплатил 400 миллиардов предприятий-смежников. Трудно даже рублей! Если бы предприятие покупало за представить, сколько людей останетграницей алкоголь или сигареты и платило за ся без работы. Прибыли от сборки буэто пошлину, было бы объяснимо. Но ведь нет дут несопоставимы с убытками из-за же! Приобреталось оборудование и нужные краха производства в отрасли. Резко комплектующие, которых у нас не делают. сократятся налоговые отчисления, а Вот и получается: работать-то заводы рабоведь придется платить пособия милли-Ижма,з\Ц\ . ЛЁонам безработных - бюджет понесет колоссальные потери. Да, справедливо говорят: было бы проще, если б автомобилестроения у нас вовсе не существовало - на ровном месте организовать его, кажется, легче... Так что, закрыть границу на замок и не пускать сюда иностранцев? Еще больше, до невообразимых размеров, увеличить пошлины и акцизы на иномарки? Разумеется, нет. Без конкуренции наш автопром умрет еще быстрее - стимула крутиться не будет. Только конкуренция эта должна быть во благо, а не во вред. Между прочим, во всех странах, где собственное автомобилестроение отставало или только становилось на ноги, возводили преграды перед иностранными машинами. Так было в Японии, так было в Южной Корее. Результат - налицо. Но нужно создать благоприятные условия ввозу в страну капитала, оборудования, технологий. На многие комплектующие, которых в России не производят, необходимо совсем отменить ввозные пошлины. Кстати говоря, в этом случае такие высокие пошлины и на импорт машин не понадобятся: чуть поумерить аппетиты государства на заводские прибыли, и наши автомобили станут дешевле. А если бы, скажем, новая "вазовская" "девятка" стоила шесть тысяч долларов, а "пятерка" - четыре, да еще продавались бы они в рассрочку, кто-нибудь говорил бы о том, что это плохие машины? Да за ними в очередь бы записывались! Приплюсовать сюда импортные комплектующие, нормальную сборку... Мечты, мечты. Почему же мечты? Известны меры, которые помогут их осуществить. Как заклинание, их уже сколько времени твердят автомобилестроители: снижение налогов, разумные цены на энергоносители, государственные гарантии инвестиций, средства на развитие производства заложить в себестоимость. Это самые первоочередные шаги, которые нужно сделать, чтобы настоящие инвесторы заинтересовались нашей автомобильной промышленностью. Главное условие - структура финансов, экономическое положение заводов должны стать стабильными. Должники и нерентабельные предприятия никому не нужны, в них вкладывать деньги не будут. НЕ ТАК СТРАШНА САНАЦИЯ... Совсем очевидно это стало на примере ЗИЛа. Можно спорить до бесконечности о заслугах и грехах "Микродина", но поднять такую махину он был не в состоянии - это бесспорно. Присматривалась к предприятию и "Дэу" - не взялась, предъявив, как говорят, требования, удовлетворить которые могло бы, по меньшей мере, Постановление Правительства РФ. И вот событие 1996 года: московское правительство купило контрольный пакет акций агонизирующего монстра. Рекламный 6 ЗА РУЛЕМ 12/96 трюк? Беспочвенная самонадеянность столичного мэра? Провальное решение? Как только ни комментировали происшедшее. Но, если разобраться, оздоровление ЗИЛа вполне реально. Можно, конечно, критиковать лужковское навязывание "зиловских" грузовиков покупателям. Мол, заставлять приобретать не лучшие и не самые дешевые машины - это не по-рыночному. Зато, разбив завод на несколько предприятий, освободив его от незавершенного строительства, соцкультбыта, сдав в аренду часть территории ик тому же найдя покупателей на продукцию ближайшего года, вполне реально достичь весьма и весьма важной цели - сделать ЗИЛ привлекательным с финансовой точки зрения для инвесторов. Без непомерных долгов, без груза "лишних" производств, без затратных сфер деятельности. Вот тогда-то начнется настоящая современная история АМО-ЗИЛ, который, возможно, будет выпускать что-то совсем новое и совместно с иностранными партнерами, которые станут совладельцами предприятия. ся "пожарными" мерами, рассчитанными лишь на временное сдерживание: дает предприятию кредиты, которые оно пускает в основном на зарплату.ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ И все-таки автопром автопромом, но что же ждет нас, автомобилистов, которым уже надоело ездить на устаревших, плохо сработанных машинах? Ситуацию можно изменить за несколько лет. И даже существует разработанная "Автосельхозмашхолдингом" программа преобразования национальной автомобильной промышленности, которая предусматривает и первоочередные меры, и стратегию развития отрасли. Первым этапом будет улучшение качества сборки нынешних моделей путем замены на импортные не отвечающих современным требованиям узлов и деталей, оздоровление экономики самих предприятий. А через три-четыре года наши заводы смогут приступить к выпуску совершенно новых машин, в том числе и совместно с иностранными партнерами. Таких Тот же путь предстоит пройти и друавтомобилей, которые станут на уровне загим неблагополучным автозаводам - АЗЛК, падных. Конечно, этот уровень будет, по за"Ижмашу", в меньшей степени УАЗу. Им, падным меркам, сегодняшним, то есть откак воздух, необходима структурная переставание все равно сохранится. Но будет стройка. Но, если последние два завода оно не на 25 - 30 лет, как сейчас, а на 5 - 1 0 привела к кризису военная продукция, то лет, что уже лучше. Главное же - появится АЗЛК, можно сказать, покончил жизнь саперспектива дальнейшего улучшения дел в моубийством. Нет, были, безусловно, и автомобильной промышленности. Она заобъективные причины для депрессии. Доинтересует западных партнеров, причем не рогостоящий "недострой" - завод двигатекак сейчас, когда они готовы сотрудничать лей, который портил всю финансовую карс нами, но на крайне невыгодных для нас тину: доходов не приносил, а налогами на условиях, а почти на равных. И тогда - поосновные фонды и замороженными средчему бы нет? - мы встанем на путь, пройствами разорял. Однако руководство не денный когда-то давно Японией и совсем вытащило предприятие, а позволило, по недавно Южной Кореей. сути дела, погибнуть. В тяжелые годы наСкажут: слышали мы уже это "догочала десятилетия, когда заводы лишились ним-перегоним", а толку-то... Да не было оборотных средств, а на площадках скопитолку потому, что дальше лозунга дело лась нереализованная продукция, можно не шло. А нужно работать, причем работу было пойти двумя путями. Терпя убытки, начинать должно государство. Тогда и всеми силами удерживать объемы выпуслюди на заводы придут, способные подка машин на максимально возможном нять производство на самый высокий уровне. Цены же стараться не повышать, а уровень, и машины будут выпускаться не качество не снижать. Или выбрать путь хуже западных, и деньги на инвестиции в наименьшего сопротивления: меньше обоавтомобилестроение появятся: ведь кажротных средств, меньше покупают - значит, нужно уменьшить выпуск автомобидому станет ясно, что это самая динамичлей и удешевить их, максимально "раздев". ная, самая перспективная, дающая самую АЗЛК выбрал именно такое решение. Снибольшую выгоду отрасль. ...Очень хочется полюбить наш росзил темпы производства и, в стремлении сийский автомобиль. А это значит, что он удешевить машины, ослабил контроль за их качеством. Недаром "москвичи" получидолжен стать вровень с веком нынешним. ли обидное прозвище "московская недвиЧто бы мы там ни фантазировали, рассчижимость"! Дальше - как снежный ком: протывать нам придется на нашу, пусть и, в изводство падает - качество ухудшается - лучшем случае, работающую совместно с спрос уменьшается - производство падаиностранцами автопромышленность. "До ет. В конце концов завод стал. Чтобы запуоснованья и затем..." здесь не даст никастить его опять, потребуется, в первую очекого положительного эффекта. Да и опыт редь, улучшить его структуру: отделить заплачевный уже имеется... Елена ВАРШАВСКАЯ вод двигателей, провести санацию. Чья это От редакции. Мнение на ту же тему - состояние и задача? ЗИЛу, похоже, повезло с новым хозяином. А заводу Ленинского комсомола, перспективы дальнейшего существования российского авувы, нет: самый большой пакет его акций у томобилестроения - есть иу западных наблюдателей. Что... государства! Оно же пока ограничиваетбы вы могли сопоставить эти два взгляда, мы публикуем на стр. 32 статью из американского журнала "Форбс".