113
ние, увеличить обороты, а затем включить, как тотчас могут возникнуть неприятные вибрации: при подобной "свободе" переднего конца вала последний вместе с установленным на его шлицах ведомым диском сцепления смещается в сторону на величину, зависящую от состояния подшипника. Теперь вращение этой пары деталей происходит вокруг собственной оси, которая, в свою очередь, с этой женаправлении наружное кольцо нагружено некоторой силой с помощью пружинной конусообразной шайбы 9, а внутреннее - шайбы 10. Поломка шайбы 9, часто случающаяся при длительной эксплуатации "жигулей", как правило, вызывается усталостью ее материала, связанной с высоким уровнем переменных напряжений. Именно после поломки этой шайбы подшипник вместе с ведущим валом получает возможность самопроизвольно смещаться вперед до упора в крышку 4, что приводит к выключению передачи на ходу автомобиля. Итак, при ремонте двигателя, сцепления или коробки передач не стоит забывать о переднем подшипнике первичного вала. Если осевое перемещение его внутреннего кольца относительно наружного приближается к 0,5 мм, подшипник, безусловно, нуждается в замене. Вопрос лишь в том, как извлечь его из посадочного гнезда в коленвале. Приспособлений для этого существует немало. Мы даем эскизы своего, используемого в ремонтной мастерской - довольно простого, по нашему мнению, не очень дорогого ив то Рис. 3. Оправка для запрессовки подшипника же время пригодного для ряда автомобилей (см. табл.). Это приспособпервичного вала. ление ударного типа (рис. 2) включает стержень 3с приваренными пластинами 2, грузом 4и ограничителем (начастотой вращается вокруг оси коленпример, гайкой) 5. Лапки 1 свободно вала на расстоянии R - по плоскости поворачиваются на винтах-осях 7. подшипника. Это явление обычно наРазмеры деталей выбраны такими, зывают прямой синхронной прецессичтобы они подходили при ремонте авей, но здесь важно понимать не томобилей, указанных в таблице столько тонкости "физики", сколько ее (здесь d - диаметр отверстия внутренвозможные последствия. него кольца, D - наружный диаметр Прежде всего вспомним, что на подшипника, В - ширина). Пользуются заднем конце первичного вала вы ­ этим приспособлением при снятых ко ­ полнены два зубчатых венца. Один робке передач и сцеплении. с косыми зубьями - находится в постоянном зацеплении с зубчатым В заключение несколько слов о завенцом промежуточного вала. Другой прессовке подшипника. Некоторые де- с прямыми - предназначен для услают ее, используя в качестве оправки тановки механизма синхронизатора кусок подходящей трубы, но при этом не четвертой передачи. Перекосы в этих исключается перекос подшипника в намеханизмах недопустимы, так как мо ­ чале работы, результатом чего может гут быть первопричиной не просто избыть повреждение посадочного гнезда носа, а катастрофических поломок в коленчатом вале. Поэтому лучше иззубьев, валов, ведомого диска сцепготовить оправку такого типа, например, ления с его накладками, демпфируюкак на рис. 3 (она для "жигулей"), сообщими устройствами и так далее... А разуясь с размерами подшипника по каково приходится роликовому подтаблице. Кстати, на "вазовской" машине шипнику первичного вала! подшипник запрессовывают в гнездо на глубину 9 мм, так как по его выступаюНе менее опасны и возникающие щей части центрируется маховик двигапри подобном развитии событий нетеля - не забудьте об этом. уравновешенные силы: вал и диск ведут себя так, будто они не отбалансиПередний подшипник первичного вала КПП рованы. Результат - сильные вибрации, неприятные для водителя, но еще Подшипник dDВ Автомобиль больше - для самой машины, так как 6-180502К1УС9 15 35 14 ВАЗ-2101...-2107; им сопутствуют высокие вибрационАЗЛК-2141; -21412 ные напряжения в деталях. Взгляните 60902 16 35 11 "Москвич-407"; -403; -408 еще раз на рис. 1, показывающий, как 16 35 14 "Москвич-412"; -2138: -2140 в коробке передач "жигулей", напри76-180902КС9 мер, установлен задний шарикопод17 42 12 "Волга", УАЗ; ГАЗ-51.-53, 80203С9 ГАЗ-3307 шипник первичного вала. В осевомПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа моем ВАЗ-21083 карбюратор невозможно отрегулировать винтом качества (максимум оборотов при завернутом), на выхлопе - черная копоть. Электромагнитный клапан исправен, но при снятии с него провода мотор продолжает устойчиво работать. А плавный разгон сопровождается провалом в виде "клевка" автомобиля. Что может вызывать такие неполадки? В данном случае "клевок" при разгоне - следствие такого переобогащения смеси, из-за которого прекращается ее сгорание. Это происходит, если порция бензина, которую подает ускорительный насос, добавляется не к обедненной смеси холостого хода (как предусмотрено у "Солекса"), а к богатой. Происхождение последней, как правило, простое: электромагнитный клапан не завернут до упора. В соответствии с порочной практикой многие заворачивают клапан от руки, без ключа - при этом сжимается лишь уплотнительное резиновое кольцо, создавая иллюзию плотно завернутого клапана. На деле между жиклером и седлом часто остается зазор до 1-1,5 мм - и в систему холостого хода поступает топливо, не "зарегулированное" жиклером. Как правило, работа мотора полностью нормализуется, когда клапан завернут до упора. Если делать это на холостом ходу, состав смеси будет меняться от переобогащенного до нормального. В этом случае число оборотов существенно увеличивается - иногда на 200-300 об/мин и даже больше. Если после этого отключить электрическое питание клапана, мотор должен остановиться или, по крайней мере, число оборотов должно упасть до появления рывков. Это означает, что клапан не совсем герметичен или так нарушены регулировки карбюратора, что мотор может работать "в обход" системы холостого хода. (Например, излишне приоткрыта дроссельная заслонка второй камеры. Последнее легко определить, закрыв рукой - при снятой крышке воздухофильтра - горловину первичной камеры, затем вторичной. И сравнить.) Наконец, если карбюратор правильно отрегулирован, то при полностью завернутом клапане двигатель обязан "слушаться" винта качества во всем диапазоне регулировок: при полностью ввернутом - смесь бедная, мотор работает неравномерно или останавливается, отворачивание сначала приводит к увеличению оборотов (до максимальных при немного обогащенной смеси), а дальше происходит переобогащение и обороты падают. Такое функционирование винта качества позволяет легко обеспечить требуемый состав выхлопных газов. З РЛМ1 / 6 113 АУЕ 29