34
35
36
37
Именно такова разница во времени между Москвой и Рино, штат Невада, где компания "Дженерал моторе" провела предварительный показ автомобилей 1997-го модельного года. Сюда было приглашено 65 журналистов со всего мира, из них пятеро - российских. Нам предстояло услышать рассказ об особенностях этих моделей и опробовать их за рулем: 150 миль до обеда и столько же после. Почти 2000 километров за четыре дня.евада - какой образ вызывает это название в голове российского гражданина? Если вспомнить штампы официальной пропаганды недавнего прошлого, то это жара, пустыня, ядерный полигон, Лас-Вегас, казино, разврат и прочие атрибуты капитализма. Последние определения со временем както потускнели, но вот жара и пустыня засели в голове крепко. Однако на рассвете термометр показывал +2 по Цельсию, и припасенные в Москве шорты пришлось отправить в дальний угол чемодана. В этот час журналистская братия, недобрым словом поминая "резко континентальный" климат, вовсю приплясывала и притопывала, вполуха слушая представителей "Джи-Эм" о новинках. Последние, видимо, почувствовав момент, налегали на тему отопителей, обогрева сидений и прочих теплых мест автомобиля, чем вызвали нескрываемое оживление посиневших коллег. Они поспешно расселись отогреваться по машинам. Мне достался красный "Понтиак". Его полное имя "Понтиак-Файрберд-Транс-Эм",V-*вйУ' ^ v '% < •~ V*L*.' *-. ~- • i^^но меня сейчас больше интересовало другое: V6 или V8? Так, посмотрим: коробка передач механическая, колеса 17-дюймовые, на капоте здоровенный воздухозаборник "Рэм Эйр" - по-моему, V8. Захлопнута массивная дверь, отрегулированы сиденье и зеркала, откуда-то из-за спины извлечен и пристегнут ремень безопасности. Поворачиваю ключ зажигания, и через секунду ворчливое бормотание мотора заполнило салон. Сомнений нет - это "восьмерка". В путь! "Понтиак-Файрберд-Транс-Эм". Сверхмощный мотор, доисторическое шасси, агрессивный облик, минимум практичности при цене 21 тысяча долларов и разгоне до 96 км/ч за 5,8 с. щшш^атПодъехали к первому перекрестку. Оглядываюсь по сторонам через узкие амбразуры окон и выдвигаюсь в направлении указанной в легенде дороги. Рука тянется к рычагу переключения передач. Вторая, третья, четвертая (о, да тут еще две осталось!) поддаются с усилием и характерным "деревянным" стуком, педали сцепления и тормоза тугие - это вам не женский автомобильчик. Следующий перекресток Т-образный, на подъеме, перед главной дорогой надо всех пропускать. Наконец появляется просвет. Резко даю газ, бросаю сцепление - машина стоит на месте, а по главной дороге приближается джип. Педаль уже в полу, двигатель ревет, передача включена - что за шутки!mm?"Шевроле-Камаро". Механический близнец "Файрберда" с более плавными линиями кузова. Цена - от 15900 долларов с двигателем V6. В этом варианте разгон с места до 96 км/ч занимает 7 секунд. "Камаро" с "восьмеркой" стоит меньше 20 тысяч. чет динамики разгона - это, конечно, не 5,7 литра и 305 лошадиных сил, а только 3,8 и 200, но для полуторатонной машины вполне достаточно. "Автомат" отщелкивает первую, вторую, по сбросу газа включается четвертая. 1500 об/мин и 50 миль в час - обычный крейсерский режим, четвертая передача - "овердрайв", то есть повышающая. Дальше поворот, узкая дорожка ведет в горы. Здесь вполне можно порезвиться - на крутых виражах стоят лишь предупреждающие знаки с рекомендованной скоростью, а общий лимит 45. На селекторе автоматической коробки - цифра 2. Под сброс газа в повороте "Камаро" лихо закидывает зад, а если в этот момент прибавить, то пятиметровое купе выпишет красивую дугу в эффектном заносе. На асфальте, между прочим. ледующий этап - после ланча. В моих руках ключи от красного "Корвета". Имея опыт общения с "Файрбердом", предчувствую, что это - очередной дрегстер, удерживаемый на дороге лишь могучими шинами. Что ж, попробуем "американскую легенду"."Шевроле-Корвет". Настоящий спортивный автомобиль, несмотря на устаревшую конструкцию двигателя. Динамические качества на уровне "Феррари-348", а цена в четыре раза меньше - 37 тысяч долларов. Всего с начала производства "Корвета" (1953 год) выпущено более миллиона этих автомобилей. Джип все ближе, на тахометре 5000 об/мин, "Понтиак" трясется как в лихорадке и наконец начинает медленно ползти вперед. В зеркале замечаю удивление на лице водителя следующей за мной машины и еще какойто синий дым слева... Так это пробуксовка! В этот момент "Файрберд" срывается с места, словно выпущенный из пращи. Жалобно скрипят спинки сидений, принимая водителя и пассажира в свои объятия. Мы уже на основной дороге, вторая передача, а автомобиль все еще шлифует колесами сухой асфальтобетон и разгоняется немного боком... Вот это сила! Что ж, попробуем включить сразу шестую передачу, ведь особо разгоняться нельзя, ограничение - 45 миль, а на спидометре уже 60. Рокот мотора словно исчезает, зато салон наполняется шумом широченных шин и шестерен в коробке передач, а еще непонятными звуками, судя по всему, сопровождающими работу подвески. Да, с таким аккомпанементом долгая поездка может стать утомительной. Перед поворотом с шестой переходим на третью (по оборотам можно и на вторую, но страшно), газ сброшен, и "Понтиак" начинает водить из стороны в сторону. Прикосновение к педали тормоза успокаивает автомобиль, и он начинает писать циркульную кривую поворота. Пройдена самая крутая часть траектории, можно "открыться". Феноменально! Куда делась неуверенность машины - "Файрберд" идет (извините за штамп) как по рельсам, стремительно увеличивая скорость. ривал. На этот раз можно выбрать "Шевроле-Камаро" с "шестеркой" и "автоматом" - это родной брат "Файрберда", только помягче и поизящнее, а в данном случае еще и послабее. Между тем на ходу "Камаро" оказался много приятнее - более мягкая подвеска, шины поуже и повыше профилем, менее шумный мотор и плавно работающая коробка делают этот автомобиль прекрасным компаньоном в дальней дороге. Нас-"Шевроле-Малибу". Семейный автомобиль поамерикански. Базовую модель оснащают 4-цилиндровым мотором 2,4 л; за доплату - V6. Диапазон цен -15400-19500 долларов. Пикап "Шевроле-Si 0". По местным понятиям маленький автомобиль. Цена в зависимости от комплектации - 11-18 тысяч долларов. С удлиненной кабиной - альтернатива легковой машине, хотя на откидных задних сиденьях могут разместиться лишь дети. Комфортабельная подвеска, приятный интерьер, вместительный кузов в сочетании с прочностью грузового автомобиля. Предлагается пять(!) вариантов подвески. Стоит забраться на водительское сиденье (слово "сесть" тут неуместно) и завести двигатель, как салон, более похожий на кабину истребителя, наполняется ровным гулом, совсем не похожим на бормотание восьми цилиндров. Выбираемся из городка на хайвей, и выясняется еще одно обстоятельство - на шестой передаче при 1100 оборотах (это примерно 45 миль/ч) "Корвет" ехать не хочет - мотору нужно, как минимум, 1500, так что со скоростью потока лучше ехать на пятой. Машина просит большего, но кругом знаки ограничения скорости - 55, 45, а местами и 25 миль в час, плюс двойная сплошная, значит, обгонять нельзя. Нас еще с утра предупредили - дескать, поступайте, как хотите, но попадетесь дорожной полиции - пеняйте на себя. Между прочим, мы уже в Калифорнии. Местные водители тут не слишком предупредительны - совсем как у нас, какой-нибудь "дачник-пенсионер" никому не уступает левого ряда. Впрочем, делать это он не обязан - скоростные ограничения одинаковы для всех, а потому "гонщик" поневоле становится и "слаломистом", которого полиция увидит за милю. Неужели придется так медленно и печально тянуть до финиша? Надо представить себе хотя бы, как этот автомобиль разгоняется. Эксперимент № 1. Останавливаюсь и смотрю попеременно в зеркало и на часы. Проходит почти две минуты, прежде чем сзади появляется следующая машина. Старт! Газ до упора, автомобиль приподнимает свой длинный нос сантиметров на 10 и "Шевроле-Тахо" с V-образной "восьмеркой" 5,7 л, как называют ее в Америке - "Смолл Блок". На таком блоке собраны все моторы этого объема: от грузовых автомобилей до "Корвета". Мощность - 255-330 л. с. За доплату на "Тахо" можно поставить и "Биг Блок" 7,4 л, и турбодизель (также восьмицилиндровый) объемом 6,5 л. Фактически это комфортабельный грузовик, внешне напоминающий вседорожник. Цена - 24-36 тысяч долларов."Шевроле-Блейзер". Вседорожник с шасси и агрегатами пикапа, но для автомобиля такого класса недостаточно изыскан. Цена - 23200-28500 долларов. Двигатель - V6,4,3 л, 200 л. с."Шевроле-Джи-Вэн". Новый фургон. Несмотря на внешнее сходство со старым, у него совершенно новый кузов. Набор дополнительного оборудования внушителен - от сдвижной (вместо распашной) боковой двери до мотора "Биг Блок"(в ближайшем будущем). В стандартной комплектации с 5,7-литровой V-образной "восьмеркой" он с места легко оставит позади БМВ520L Цена - от 18 тысяч долларов. Пустремляется вперед. Вторая, третья передачи - в окошке цифрового спидометра, как символы в игральном автомате местного казино, выскакивают: 97, 112, 121 - тьфу, так это же мили! Сколько в километрах? Вычислять некогда - впереди поворот. Тормоза просто прекрасны, кажется, темп замедления прямо пропорционален нажатию на педаль. "Корвет" невероятно устойчив - этот автомобиль совершенно не реагирует на неровности дороги, как будто их не существует. О том, что машина движется по дуге, говорит лишь реактивная сила на руле - она стремится вернуть его в среднее положение - да небольшой крен. Откровенно, желание узнать предел возможностей "Корвета" пропадает сразу - это не для среднего водителя и не для дороги общего пользования - тут, пожалуй, подойдет лишь широкая взлетная полоса аэродрома. А что если выключить противобуксовочную систему? Эксперимент № 2. На тахометре - 5000 об/мин, бросаю сцепление. Нос "Корвета" недовольно подымается, короткое шипение вращающихся на месте задних колес, стрелка падает до 2500, далее стремительно взлетает до 6500 и "упирается" в электронный ограничитель. Вот вам и допотопная нижневальная "восьмерка" - форсировка по оборотам явно заставила ее подрастерять губительный для покрышек крутящий момент внизу. Зато при 5,7 л рабочего объема она развивает 330 л. с. А может, пробуксовки нет благодаря совершенной подвеске и шинам "Гудьир GS-D"? Однозначно утверждать можно лишь одно - шасси "Корвета" легко примет куда более мощный мотор, чем тот, которым комплектуется. апоследок уходящего дня - "ШевролеМалибу". Этот новейший седан по размерам близок нашей "Волге" и в семействе легковых "Шевроле" занимает место между "Корсикой" и "Люминой", 1997-й модельный год - его дебют. Небольшой (по американским меркам) и недорогой семейный автомобиль. Под капотом V-образная "шестерка" 3,1 л, 155 л. с. Разумеется, четырехступенчатый "автомат", кондиционер, круиз-контроль, электропривод сиденья водителя и переднего пассажира. Из средств безопасности - противоугонная система "Pass-Key" (как на "Корвете"), не требующая нажатия на кнопки (достаточно убрать брелок из машины, она встанет на охрану и снимется, лишь когда он вновь окажется в двух-трех метрах от машины), две подушки безопасности, АБС. Среди прочего независимая подвеска задних колес, обеспечивающая машине достойную управляемость. Последние 70 миль на "Малибу" удалось проехать чисто по-американски - включить круиз-контроль и наслаждаться холодной "Пепси-колой" и свежим сандвичем. Тихий, комфортабельный и приятный в управлении автомобиль, оборудованный всем необходимым для длительной поездки. Хотя двигатель достаточно силен и шутя разделывается с холмистой местностью, машина не располагает к активной езде. К сожалению, рассказывать о каждом автомобиле из показанных в Неваде не представляется возможным. В какой-то мере публикуемые здесь фото дополнят наш рассказ. Пусть читателей не удивляет, что мы не упоминаем о "кадиллаках", которые тоже были представлены журналистам. В одном из ближайших номеров мы поговорим ио них. Здесь же только отметим, что все модели 1997 года оборудованы электронной системой контроля управляемости "Стабилитрак", да еще то, что больших заднеприводных "кадиллаков" в программе "Джи-Эм" больше нет. Единственный - "Катера" - выпускается в Германии, являясь, по существу, модификацией "Опеля-Омеги".стоят подержанные машины, не будем говорить - зачем расстраивать читателей. Американский рынок насыщен до предела самыми разными автомобилями - от малолитражек до полноразмерных пикапов полной массой за 4 тонны. Здесь есть любые машины, кроме... плохих - тех, у которых цена слишком высока, а качество заметно ниже, чем у конкурентов. Чтобы утвердиться на самом большом в мире автомобильном рынке, где ежегодно приобретают 15 миллионов новых машин и меняются хозяева бессчетного количества подержанных, нужно не только предложить хороший автомобиль за минимальную цену, но и каждый год обновлять, совершенствовать, модернизировать его конструкцию. Между прочим, многие известные европейские фирмы на это не способны. Что уж говорить о нас, когда многие до сих пор ездят на автомобилях, конструкции которых по возрасту сравнимы с возрастом их владельцев. Может, и нам не нужны малолитражки с оглядкой на перенаселенную Европу и Японию? Может, стоит пристальнее приглядеться к заморским порядкам и не городить огород с многоклапанными головками цилиндров, регулируемыми впускными коллекторами и фазами газораспределения? Все это делает машину дороже. Вполне вероятно, что простой, долговечный, низкоЧто же общего в американских машифорсированный мотор большого рабонах? Их роднит многое - мощные многочего объема с современной системой литровые двигатели, автоматические копитания подошел бы и нам. То, что робки передач, полный набор элементов большой автомобиль дорог, на самом комфорта, электроприводы для всего и деле совсем не правда. Да, и, простите, вся и весьма умеренные цены. В самом менталитет наш не очень-то созвучен деле, по цене европейской малолитражки экономии и бережливости, хоть и живем американец приобретает комфортабельсовсем не богато. Вот такие мысли не ный седан размером со средний "Мерседавали спать, точно так же, как 11 часодес", куда лучше оснащенный в стандартвых поясов между Москвой и Рино. ной комплектации. О том, сколько здесь Анатолий ФОМИН Фото автора и "Дженерал моторе" Мини-вэн "Понтиак-Транс-Спорт" в 1997-м модельном году разделяет шасси с новейшим "Опелем-Зинтра", а силовой агрегат - с предыдущей моделью "Транс-Спорта". Динамические показатели по американским меркам невысоки. Цена ожидается в пределах 18-25 тысяч долларов.