РынокНУ-КА ВСЕ ВМЕСТЕ УШИ РАЗВЕСЬТЕЧЕ£ЛГ^Сколько слухов ходит о белорусском автомобильном рынке! В них есть все: баснословно дешевые машины, колоссальный выбор иномарок, обречение на покупку ворованного автомобиля и злые бандиты, бесцеремонно лишающие вас желанного приобретения не отходя от кассы. Поговорив с "бывалым" соседом, россиянин пытается решить вопрос: "Быть или... съездить?" На самом деле минский рынок не так страшен, как о нем рассказывают. Согласен, всякая толкучка (а тем более автомобильная) таит в себе опасности, но станете ли вы жертвой обмана или преступников - зависит только от вас. Чем привлекает Республика Белоруссия? Во-первых, как таковой границы с Россией нет и купленные машины не нужно возить на таможню. Во-вторых, гражданин РБ, пригнав из-за границы машину, платит своей таможне 0,3 ЭКЮ за один кубический сантиметр объема двигателя. Правда, недавним указом президента РБ (реверанс в сторону России) введены ограничения: житель Белоруссии может купить за границей раз в год только одну иномарку и одну машину российского производства без права отчуждения в течение двух лет. Причем давать доверенность разрешено только близким родственникам, проживающим вместе с владельцем машины. Казалось бы, указ должен "обескровить" рынок, но не стоит забывать, что торговля машинами помогает многим белорусам выжить в нынешнее трудное время. Во всяком случае, на рынке резкого спада предложений не наблюдается - до указа ввезено достаточно машин плюс "обходные пути". Кроме того, в местном парламенте все чаще раздаются голоса за отмену ограничений. Подтверждение сказанному - фотография центрального минского рынка. Именно сюда приезжает большинство россиян. Рынок работает ежедневно, кроме понедельника. Одновременно на продажу выставляется около тысячи автомобилей. Большинство - на учете в Белоруссии. В последнее время появилось немало машин с литовскими или немецкими номерами. Они на 20-40 процентов дешевле белорусских, но рассматривать их в качестве покупки мы не будем, ведь машину нужно снять с учета и оформить документы, да не забудьте про таможню. Для жителя Белоруссии - не проблема, а вот россиянину это обойдется в копеечку, не говоря уже о хлопотах. Продавцы предлагают съездить на границу Польши или Литвы (в зависимости от места учета машины) и подождать их с этой стороны. Если они люди честные, то через пару часов документы будут у вас на руках - можете спокойно ехать домой. Но стоит ли обрекать себя на риск? Проще самому поехать за машиной в Германию или Литву. Итак, выбираем машину с белорусскими номерами. Вашему вниманию предлагают в основном автомобили немецкого производства: БМВ, "Мерседес", "Ауди", "Фольксваген", "Форд". Других марок на рынке - считанные единицы. Несколько больше отечественных. Цены - ниже московских на полторы-две тысячи долларов. Смело торгуйтесь стоимость автомобиля уменьшится на 10-20 процентов. Сбивая цену, желательно иметь на вооружении неоспоримые доказательства, иначе говоря, использовать возможную неосведомленность продавца в каких-то вопросах. Самый распространенный случай - он умышленно завышает год выпуска автомобиля. Нужно знать, как по маркировке деталей точно определить дату производства. Не будем останавливаться на тонкостях осмотра машин. Советы и рекомендации по этому поводу можно найти почти в каждом номере "За рулем" за этот год. Повторю, нас интересуют только машины, стоящие на учете в Белоруссии. Лучше, если автомобиль уже снят с учета и имеет транзитные номера. Обратите внимание - растаможен он или нет. Обычно продавцы в своей информации о цене машины, прикрепленной к ветровому стеклу, об этом пишут. Стоимость "готовых" к продаже машин, естественно, выше. Спасти себя (на этапе выбора) от покупки ворованной машины можно в основном таким способом: не соблазняться красивыми, "свежими", но подозрительно дешевыми автомобилями. Еще одна степень защиты - сервис, предлагаемый администрацией рынка. Помимо кофе, сосисок и жареных кур, к вашим услугам служба ГАИ, компьютер с базой данных угнанных машин (включая БД "Интерпола") и нотариус. Однако учтите: "белорусский компьютер" не подключен к российскому. В БД какогонибудь уральского райцентра (последний раз получившего данные с федеральной базы месяц назад) запросто может оказаться номер вашей покупки. Оправдывайтесь потом. Поэтому ни в коем случае не отказывайтесь от посещения здания, где находится ГАИ. Здесь проверят документы, машину и владельца. При работнике милиции (если постеснялись сделать это раньше) сверьте паспорт продавца с его "правами" и документами на машину. Желательно, чтобы номера, имена, фамилии и адреса совпали с теми, что внесены в базу данных на владельцев транспортных средств (но не в базу данных машин, числящихся в угоне). К сожалению, на рынке не работают эксперты. Так что сами, ориентируясь, если это возможно, на аналогичные машины приблизительно одного года выпуска, постарайтесь определить, не перебиты ли номера двигателя и кузова. Кстати, в ГАИ есть справочник с расшифрованными идентификационными номерами. По нему можно узнать и год выпуска машины, и страну-изготовитель, и компоновку кузова (покупаете четырехдверный седан, а по номеру - двухдверный кабриолет). Поинтересуйтесь. Все в порядке? Пожалуйте в соседнюю комнату оформлять справкусчет.. Обычно здесь же отдают и пересчитывают деньги. Разумеется, вы уже прокатились на машине (на территории рынка, слева от торговых рядов, есть площадка) и ничего подозрительного не обнаружили. Однако, если есть время, посетите станцию техобслуживания (на рынке подскажут адреса мастерских, специализирующихся на вашей модели, и фирменного сервиса). Диагностика не помешает. Вдруг найдется неисправность или требующая замены деталь. Воспользуйтесь случаем: на том же рынке большой выбор новых запчастей к иномаркам. Во всяком случае, воздушный фильтр, тормозные колодки и прочую мелочевку лучше покупать здесь, чем в Москве. Дешевле и все в одном месте. В завершение несколько слов о дороге в Россию. О разбойных нападениях на трассе Минск-Москва сложены легенды. Не скажу, что все они беспочвенны. Правда, за годы массового вывоза автомобилей из Белоруссии правоохранительным органам двух стран удалось навести относительный порядок. Однако соблазн обирать одиноких автомобилистов с транзитными номерами все еще беспокоит преступный элемент. Вывод: нужно ехать как минимум двумя машинами, а лучше колонной. Конечно, на рынке или ранним утром на выезде из города попутчиков искать не стоит. Берегите нервы, вам еще регистрировать машину в ГАИ. Минск Александр ГАРАЖАЗА РУЛЕМ 12/96 65