СпортСамый престижный у нас автокросс на легковых автомобилях - "Серебряная ладья" - в нынешнем году проходил за неделю до заключительного этапа чемпионата России. Поскольку ситуация в чемпионате оставалась не ясной - на победу и призовые места претендовало несколько гонщиков, - можно было предположить, что в Тольятти, где всегда на трассе жесткая борьба, приедут далеко не все сильнейшие - будут беречь технику'. При всем при том собралось почти тридцать участников. Традиционно сильно были представлены "хозяева поля" - спортсмены Тольятти. Гостям они оказали самый "теплый" прием: лучший из "варягов" в итоге оказался лишь четырнадцатым, что неудивительно. Очень немногим приезжим удавалось потеснить в родных стенах вазовцев. В очередной раз "Ладья" стала междоусобным "чемпионатом" - тольяттинские гонщики сражались между собой. И все же интриги при этом кросс не лишился. Сможет ли Александр Никоненко выиграть главный приз третий год подряд и стать первым четырехкратным победителем именитых соревнований (они, кстати, проводились в нынешнем году двадцать четвертый раз)? Кто составит ему конкуренцию? Прогнозы строились самые разные, но лишь очень немногие, самые искушенные называли в числе основных претендентов на главный приз Александра Забродина, выступающего за команду "Мега-Лада". В его активе - две победы на "Серебряной ладье", но было это более десяти лет назад. А что можно ждать от спортсмена, у которого лучшие годы и лучшие гонки уже позади. Старты показали, что ветерана рановато попытались списать со счетов. В седьмом заезде получает досадную "баранку" прошлогод...и его победный финиш. может повернуться на 180 градусов. Когда первый заезд выиграл Александр Никоненко, показалось, что так оно и будет. Но в двух следующих победа осталась за Александром Забродиным, и гонщик "МегаЛады" выиграл третью в своей спортивной карьере "Серебряную ладью". Когда победитель принимал поздравления и ключи от призового автомобиля, вспомнилась "Ладья" позапрошлого года. Тогда из толпы зрителей бледно выступившему Забродину неслись призывы отправиться на пенсию, и чем скорее, тем лучше. Что ж, неправоту своих крикливых оппонентов гонщик доказал более чем убедительно. Результаты XXIV автокросса "Серебряная ладья": 1. А Забродин, "Мега-Лада"; 2. И. Черноиванов, СТК "Лада"; 3- А. Никоненко, НТЦ ВАЗа; 4. В. Горшков, СТК "Лада". Игорь ТВЕРДУНОВ Фото автораний чемпион России Виталий Дудин. Забегая вперед, скажем, что именно этот "ноль" в таблице и оставил его за чертой участников суперфинала. В девятом заезде теряет первое очко Виктор Горшков, в одиннадцатом - Александр Никоненко. Забродин же победил во всех своих пяти заездах и попал в суперфинал с абсолютным результатом 15 очков из 15 возможных. Компанию ему составили Никоненко, Горшков, а еще - Игорь Черноиванов: при равенстве очков с Дудиным у него была победа в очном поединке. В суперфинале все начинается с нуля, прошлые заслуги здесь не в счет, и ситуация-•»tТрагически погиб Алик Гасанов, руководитель фирмы "Мега-Лада", бизнесмен, автогонщик, человек, влюбленный в автотедач мобили. Он создал гоночную команду, выступал сам, и не без успеха, за рулем боевой машины на кроссовых трассах, в зимних ипподромных гонках. Он вкладывал силы и средства еще ив отечественный спидвей. И второе место россиян (двадцать с лишним лет спустя!) в командном чемпио.-«*.Ц5ЯИщ нате мира - в большой степени его заслуга. Но главное - он хотел доказать, что в этой стране можно делать хорошие автомобили, и "Мега-Лада" не раз представляла оригинальные разработки, вызывающие огромный интерес у публики. Вспомним нашумевшие экспонаты московских международных автосалонов - "Ниву" - Биг-Фут, "Желтую акулу". Очередным автомобильным проектом было совместное с ВАЗом участие в разработке ВАЗ-21106 - "десятки" с двигателем "Опель". Пос-ледняя наша беседа с Аликом касалась именно этой темы. Говорили об отечественном гоночном автомобиле, о проблемах, связанных с его разработкой и производством. Речь зашла о сотрудничестве с англичанами, о том, что работа с фирмой MSP и установка мотора "Опель" позволят создать новую машину в сжатые сроки: "Смогли бы, наверно, сделать двигатель и сами, - сказал он, - но уйдет на это лет двадцать. Я к тому времени успею состариться..." Убийство произошло поздно вечером 8 октября. Девятого Алику Гасанову исполнилось бы тридцать семь лет. Состариться он так и не успел. Осталось незавершенным множество дел. А сколько было еще не начато? Погиб не просто предприниматель и автогонщик. Выстрелили в российский автомобильный и мотоциклетный спорт: в лучшую спидвейную команду страны, в спортивную "десятку" с "опелевским" сердцем, в планы производства гоночных двигателей, в уютный бокс, где строили и доводили боевые "восьмерки" "Мега-Лады". Стремление человека к покорению скорости убить невозможно. Спорт наш останется, но будет немного другим, лишившись сложной, но яркой личности - Алика Гасанова.84ЗА РУЛЕМ 12/96