Украинская малолитражка, запущенная в производство еще десять лет назад, приобрела у нас прочную репутацию машины для начинающих. И действительно, по статистике, для большинства ее владельцев она - первая машина. Случаи, когда покупке новой "Таврии" предшествует большой опыт эксплуатации автомобилей более высокого класса, не назовешь типичными. Тем более интересно познакомиться с впечатлениями именно такого владельца - Антона УТКИНА и, естественно, с мотивами его выбора. Желание приобрести маленькую, сравнительно дешевую по цене ив эксплуатации машину, на которой можно постоянно и много ездить по своим делам без оглядки на расходы, возникло давно, но не могло перебороть устоявшийся со времен дефицита и недоступности автомобилей стереотип - личная машина должна быть универсальной, на все случаи жизни: чтоб и на дачу на ней впятером, и прицеп тяжелый таскать, и извозом подработать, и все прочее. В последние годы кое-что в таком подходе изменилось. Постепенно мы учимся считать свои деньги, и комуто уже представляется нерациональным держать в хозяйстве большую, прожорливую машину, требующую дорогих запчастей, при том, что достоинства ее реализуются относительно редко. На роль автомобиля для повседневной езды у нас могут претендовать три модели: "Ока", "Таврия" и, отчасти, ВАЗ-2108. "Ока", на мой взгляд, уж слишком миниатюрна и чуть-чуть не дотягивает до понятия "полноценная машина", а "восьмерка", пожалуй, излишне великовата, чтобы ездить на ней в одиночку. С этим можно, конечно, примириться, поскольку из названной тройки она наиболее совершенна и вполне экономична. Но вот непривлекательное соотношение "цена/качество" и высокая вероятность угона исключают ее из числа претендентов (для меня, во всяком случае). Итак, остается "Таврия". Сразу отмечу два ее очевидных достоинства. Первое - цена. Если не брать в расчет таможенные "накрутки", то она даже ниже, чем у "Оки". Другое - бросается в глаза, стоит лишь взглянуть на едущую впереди "Таврию". Этот маленький, обтекаемый автомобильчик непривычно высоко приподнят над дорогой - под ним всегда светло и просторно. Особенно это заметно, когда рядом едет АЗЛК-2141 или иномарка. Большой дорожный просвет в сочетании с короткой базой, узкой колеей и малыми свесами оценит каждый, кому приходилось биться днищем и садиться на брю66 ЗА РУЛЕМ 12/96НЕ ТОЛ \ЬКО ДЛЯ НАЧИНАЮ ющиххо на наших дорогах. Кстати, по этому параметру у "Таврии" нет конкурентов вообще, ведь все автомобили, выпускаемые в мире в этом классе, относятся к категории городских и при переезде неровностей на наших дорогах частенько издают звук "падающего корыта". А на "Таврии" можно, например, подтянуть трос "ручника" без домкрата или ямы - под стоящую на колесах машину так же легко подлезть, как под "Ниву", ГАЗ-21 или "Победу". Первоначальный оптимистичный настрой на покупку омрачает, правда, легкая тревога за качество узлов и деталей, изготовленных в государстве, чей экономический путь еще более тернист,и TARDIIfl" •-собна разгоняться быстрее любого отечественного автомобиля и многих иномарок. Недостатки таких машин - дефицитность запасных "переходных" (на этот двигатель) деталей и расположение "запаски" в багажнике - под калот она уже не влезает. "Фиатовский" 900-кубовый мотор во многом уступает мелитопольскому, к тому же надо учесть, что запчастей к нему нет ив помине, а машина с ним на $500 дороже.чем наш, российский. Кроме того, невольно возникают ассоциации с прежними моделями запорожского завода... И все же берет верх сознание того, что уже десять лет "Таврию" покупают начинающие водители, а затем ездят многие годы. Но прежде надо выбрать нужную модификацию и исполнение. Пятидверные модели (ЗАЗ-1105, -1125 и др.) отпадают сразу, так как не отвечают назначению машины, о котором я говорил вначале, а стоят на 20% дороже. То, что тираж этих машин гораздо меньше, чем трехдверных, можно объяснить просто: их потенциальный покупатель после недолгих раздумий берет за те же деньги новый АЗЛК-214122. Выбор модели двигателя очень ограничен. В Россию приходят машины практически только с "родными" моторами. Лишь в 1994 году был крупный "выброс" "таврий" с моторами и коробками передач ВАЗ-2108 (1300 см 3 ), а в 1995-м в автосалонах часто попадались ис агрегатами ФИАТ. "Восьмерочный" движок подойдет любителям спортивного стиля езды - 700-килограммовая машина с 65-ю "лошадьми" под капотом спо-Система комплектации автомобилей запорожского завода довольно беспорядочна и нелогична. Например, окраска "метаплик", вакуумный усилитель тормозов, дорогие чешские фары могут присутствовать на самых дешевых "базовых" "тавриях". А на рядом стоящем "люксе" может всего этого не быть. Если понятие "люкс" определяется все же довольно четко (модель ЗАЗ-110216 всегда снабжена новой панелью приборов, четырехспицевым рулем и "восьмерочным" подрулевым переключателем), то разница между "полулюксом" и "базовой" уже размыта. В отличие от большинства заводов, которые скрупулезно подсчитывают стоимость каждой опции и включают ее в цену машины, ЗАЗ берет дополнительные деньги только за "люксовую" переднюю панель ($500), краску "металлик" ($200) и польские шины ($100). Все остальное - бесплатно. Например, вместо утопленных в нишах фар от "Оки" (по $25), которые моментально покрываются грязью, вынуждая владельца протирать их чуть ли не через каждый километр, вам могут достаться обтекаемые чешские блок-фары (по $80 штука), а на цене машины это никак не отразится. Также бесплатно можно "поиметь" и задний стеклоочиститель, и