25
26
27
ТЕХНИКАЛошади и олени, ослики и собаки, верблюды и гусеницы... Ими пользуются люди, которым необходимо передвигаться там, где обычные колеса пройти не могут. Гусеницы имеются в виду, конечно же, не живые, а те самые, тракторно-танковые, от которых долго не заживают следы на лике земли. Остальные "транспортные средства" можно назвать экологически чистыми, однако грузоподъемность у них невысока, да и скорость маловата. Изобретателям остается переосмысливать идею колеса. Появилось несколько направлений таких исследований. С шестидесятых годов известны "пневматики" - огромные, в рост человека, колеса сверхнизкого давления. Они и правда во многом хороши - создают небольшое давление на грунт и потому не повреждают почвенный слой, а благодаря увеличенной площади соприкосновения держатся почти на любой поверхности. Представители другого направления, критикуя "пневматики" за ограниченность сферы применения, предлагают компромисс: колеса средние, размер их выбран достаточным и для высокой проходимости, и для удобства использования. Как раз о подобном транспортном средстве мы и хотим рассказать. "ЧЕРНЫЙ КРОКОДИЛ" Так называется машина санкт-петербургской фирмы "Кайман", которую вы видите на снимках. Фирма довольно известна в "малом" автомобилестроении. Предлагаемый вашему вниманию вездеход - не первый. Предшественник его уже около года работает в егерском хозяйстве Ленинградской области, он значительно меньше по размерам, с открытой кабиной, двигателем ВАЗ-1111 и кузовом из стеклопластика. "Кайман" более солиден, у него вполне законченный и оригинальный облик. Хотя на фирме его считают экспериментальным шасси, на базе которого и будет сделан окончательный вариант. Не в пику отечественным автопроизводителям, а для справки заметим - от эскиза до "железа" прошло всего восемь месяцев. Работало над проектом шесть человек. В 1993 году собралась группа энтузиастов и решила создать предприятие по производству необычных автомобилей. Деньгами их поддержали ассоциация "Защита" и МП "Кормист". В 1994 году была зарегистрирована фирма под названием "Кайман". Феноменальная скорость создания готового образца - результат разумной организации труда и отличной работы технологов. Многие детали "Каймана" сделаны на базе серийных и лишь доведены до требуемых параметров. Фирма действует по принципу распределения заказов - учитывая потенциал северной столицы, резонным было разместить их на Адмиралтейских верфях и на Невском заводе. Покрышки специально для этого проекта подготовил Кировский шинный завод (говсех колес позволяют безбоязненно пусрод Киров). каться в различные авантюры вроде тех, которые вы видите на снимках. По завеЧТО МОЖЕТ "КАЙМАН" рениям изготовителей, "Кайман", если буЕстественно, передвигаться сам, педет за что зацепиться, сможет лезть на ревозить людей и различного рода грузы. скалы. При пробном выезде этого, не буПересеченная местность - среда обитадем лукавить, испробовать не удалось, ния "Черного крокодила". Дорога, вернее, однако "угол атаки" песчаного склона впеее отсутствие, "Каймана" не волнует. Он чатляет. одинаково свободно чувствует себя и на каменных грядах, и на песке. ОригинальРабочее место водителя: рычажков здесь ные покрышки и независимая подвеска немало."Черный крокодил" прекрасно чувствует себя на каменистом откосе..."Кайман" плавает; правда, кабина и моторный отсек пока не вполне герметичны, поэтому для повышения плавучести приходится использовать специальный понтон. Движение на воде обеспечивают гребной винт, который получает вращение через коробку отбора мощности, а также работа колес. "Рулят" пером "морского" руля, расположенным в задней части вездехода, непосредственно за гребным винтом, и поворотом передних колес. Снимается-надевается понтон быстро за три-пять минут, поскольку крепится он всего четырьмя болтами. Что касается пассажировместимости, то в кабине размещаются два человека, и в "кузовке", который легко превращается в "жилой" отсек, еще два. Для этого натягивается тент и ставятся сиденья. Можно убрать сплошную перегородку между водительской кабиной и кузовком. В нештатных ситуациях двенадцать человек, облепившие "Кайман" изнутри и снаружи (опробовано на практике), не снижают его маневренность, только высокий центр тяжести обяжет водителя быть повнимательнее. За время показательных выступлений "Кайман" так и не удалось ни посадить на ГАЗ-66); компрессор и гидравлический насос приводятся в действие двигателем. Тормоза, естественно, с вакуумным усилителем, дисковые, вентилируемые, расположены под защитой кузовных деталей вблизи дифференциалов. Упругими элементами подвесок служат поперечные рессоры, которых всего две: одна - впереди, другая - сзади. Специальная система рычагов обеспечивает поперечную и продольную устойчивость, конструкция передней и задней подвесок одинакова. Ориентировочный расход топлива составляет 10-14 литров на сто километров в зависимости от того, насколько выбранный маршрут движения отличается от шоссейного. КОМУ ОН НУЖЕН? В первую очередь службам, которые работают в экстремальных условиях: пожарным, спасателям и т. д. Возможность буксировать прицеп массой до одной тонны делает "Кайман" интересным и для нефтяников с геологами. Вариант с покрышками из маслобензостойкой резины (он планируется) пригодится при ликвидации разливов нефтепродуктов как на воде, так и на суше. В перспективе "Крокодил" хотят оснастить дизельным двигателем, измененная подвеска позволит поднять максимальную скорость на шоссе до 110-120 км/ч против нынешней 60 км/ч. Правда, есть сомнения, нужна ли "Кайману" такая скорость: ведь асфальт он будет видеть крайне редко не то предназначение. Но может быть, из сугубо специальной машины "Кайман" превратится в "гражданскую", как произошло с "Хаммером". Почему ни слова - об ошибках в кон-Ш ' £V7•*»*.Устройство подвески. Вверху видна рессора (показана стрелкой).брюхо, ни где-либо завалить. Может быть, место для испытательного заезда было выбрано не самое непроходимое, хотя даже самим кайманщикам было интересно "усадить" свое детище. ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ... - Из железок и резинок... Примерно так звучали бы слова детской песенки, если бы ее посвятили "Кайману" (как, впрочем. и любой другой машине). Кузов можно назвать несущим - элементы рамы сварены с ним. Основной материал - алюминий, точнее, сплав АМг-3. Двигатель ВАЗ-21011. Трансмиссия - сборная: коробка передач, "раздатка", карданная передача от разных моделей ВАЗ, главные передачи и приводы луазовские, бортовые редукторы с внешним зацеплением сделаны на базе разработок УАЗа. Все эти узлы специально подготовлены для использования в необычных для них условиях. "Газелевское" рулевое управление, взятое за основу, тоже частично переделано и снабжено гидроусилителем. Стоит отметить, что все рулевые тяги работают постоянно "на растяжение", что позволило снизить массу конструкции. Предусмотрели и систему для поддержания постоянного давления в шинах (на базе узлов... и на песчаном склоне.струкции или каких-то слабинках проекта? Дело в том, что к моменту написания материала "Кайман" только-только "вышел в свет", ему предстоят еще длительные испытания. Но уже сейчас нетрудно назвать одно из самых явных преимуществ - легкость в обращении с машиной. Любой водитель может сесть за руль и поехать, чего не скажешь о многих известных вариантах вездеходов "на больших колесах". Игорь ЛАГУТИН Фото автора