119
(воимийламиПРОСТЕЙШАЯ 11 ДИАГНОСТИКА-1Представим себе ситуацию: двигатель "троит", "проваливается" при разгоне - "кто виноват"? Наиболее вероятная причина нет искры в одном из цилиндров. Для начала определим, в каком. Методика поиска неработающего цилиндра проста и хорошо известна: на работающем двигателе (не голой рукой, а пассатижами с изолированными ручками, не прикасаясь ничем к кузову автомобиля - иначе получите чувствительный удар током) отсоединяем высоковольтные провода поочередно от каждой свечи. Кстати, для автомобилей с бесконтактными системами зажигания такой способ не рекомендован (об их диагностике мы расскажем В этом выпуске приложения "Своими силами" мы начинаем знакомить читателей с приборами для диагностики двигателей. Опытному автомобилисту лучше обзавестись ими, неискушенный может одолжить эти приборы у знакомых, но при этом должен знать, как ими пользоваться. Начнем с проверки свечей зажигания. Рассказывает Андрей ЛАДЫГИН.вольтному проводу или наконечнику свечи (при работающем двигателе). Красноватое свечение в прозрачном "окошке" брелока (лучше заметное вечером или хотя бы в тени) подскажет вам, что по проводу идет ток и есть разряд на "массу". Отсутствие свечения в подавляющем большинстве случаев говорит о неисправности свечи. Если вам не удалось найти в продаже такой брелок или подобный пробник, их вполне можно заменить отверткой-индикатором, которую часто используют электрики, - она продается в магазинах электротоваров. # * *Рис. 1. Брелок-индикатор.У бывалого автомобилиста в гараже или даже в машине наверняка найдется несколько свечей, внешне вполне пригодныхдля работы, но замененных в дороге из-за случайного отказа. Иногда в этом запасе попадаются и фирменные изделия - "Бош", "Чемпион". Выбросить вроде жалко - вдруг достаточно лишь очистить черноту нагара и свеча вновь "заискрит"? Можно, конечно, испытать каждую свечу на двигателе, хотя это и хлопотно: вывернул одну, ввернул другую, пустил мотор, заглушил, снова вывернул... Проще обзавестись пьезоэлектрическим пробником "Тест-М", с помощью которого вы моделируете искру прямо у себя в руках. Принцип работы прибора (цена его, кстати, сравнима со стоимостью комплекта свечей) показан на рис. 2. Подключаем проводок с колпачком к свече (колпачок надевается туда же, куда и высоковольтный провод), а металлический кончик "пистолета"в дальнейшем). Если перебои усилились, значит, отключенный цилиндр работает. Если же характер работы мотора не изменился, то мы попали в точку. Вывертываем свечу и убеждаемся: причиной перебоев была именно она. Электроды и "юбочка" изолятора покрыты сухой копотью, густым маслянистым нагаром или залиты бензином. Убедившись в этом, водитель, как правило, достает из запаса новую свечу и вворачивает на место вышедшей из строя. Но... всегда ли действенна подобная проверка? Ведь перебои или полное отключение одного из цилиндров хорошо заметны лишь на четырехцилиндровом моторе. Если цилиндров шесть или восемь (например, на грузовике), подобным способом найти неработающий труднее, так как характер работы двигателя изменится мало (в то же время при движении машины заметно снижение мощности, да и бензина расходуется больше). Можно ли как-нибудь определить отсутствие искры в цилиндре, не отключая провода от свечи? Здесь водителя выручат различные пробники, сходные по устройству и принципу действия и компактные по размерам. Один из них показан на рис. 1 - он выполнен в виде брелока для ключей и по форме напоминает свечу. Прижав палец к металлическому наконечнику белой части, прикладываем черный кончик брелока к высокоРис. 2. Пробник свечей зажигания Тест-М": а - проверка вывернутой свечи; б - проверка свечи, установленной на двигателе. 1 - свеча; 2 - колпачок тестера: 3 - контактный наконечник. 4 - лампаиндикатор; 5 - клавиша; 6 - "масса" (двигатель).бЗА РУЛЕМ 197119