130
объемом амортизатора специальным шлангом или трубкой. Каждая конструкция имеет свои плюсы и минусы. Дело конструктора выбрать оптимальную. Что касается дефектов, они, в основном, сводятся в две группы. Первая - те, что вызывают утечку жидкости из амортизатора. Причины течи простые: это почти всегда повреждение уплотнений штока или самого штока - грязью, коррозией, а также невысокое качество самих уплотнений. Вторая группа объединяет механические поломки. В амортизаторе немало очень важных, но способных ломаться деталей. Это все пружины, упругие шайбы, диски клапанов, поршневые кольца и т. д. В поломке амортизатора часто виноват сам хозяин. Например, трогаясь после длительной стоянки на сильном морозе, неразумно "преодолевать" участки разбитой дороги на повышенной скорости: загустевшее масло не способно продавливаться через каналы, сверления, и амортизатор оказывается "заблокирован". Поломка закономерна, а надо было бы ехать аккуратно, постепенно прогревая амортизаторы на небольших неровностях. Случаются и поломки... уголовного порядка! Известны случаи, когда автолюбители покупали на рынке фальсифицированные амортизаторы, заправленные вместо масла водой! Замерзнув, она разрывает амортизатор. Обычный двухтрубный амортизатор немного коварен. При небольшом подтекании жидкости его работа ухудшается не сразу и водитель привыкает к меняющемуся (хотя и не в лучшую сторону) поведению автомобиля. В конце концов тот становится просто небезопасным - об этом нужно помнить. Газовый амортизатор высокого давления об утечке жидкости заявляет быстро: под давлением газа разделительный поршень начинает приближаться к рабочему вскоре вы услышите стуки от их соударения. Отказавшую газовую стойку выдает и появившийся крен автомобиля в ее сторону, так как при утечке жидкости газ расширяется, а его давление падает. Итак, стоит ли обзаводиться довольно дорогими газонаполненными амортизаторами? Человеку с психологией неторопливого пенсионера - вряд ли, хотя сама эта психология на дорогах общего пользования куда менее опасна, чем нынешний беспредел. Во всяком случае, преимущество газовых амортизаторов вряд ли реально заметит тот, кто ездит с умеренными скоростями по приличным трассам. В случаях же, когда автомобиль часто используется для езды по плохим дорогам, да если водитель хоть немного "заводной", да денек пожарче... - тутто и могут проявиться достоинства газовых амортизаторов.РУЛЬ, ШТУРВАЛ И... 1 "БЫЧИЙ ХВОСТ"Казалось бы, вполне привычное устройство в автомобиле - руль - тоже имеет свою историю, и достаточно интересную. Рассказывает Сергей КАНУННИКОВ. Начнем с того, что существовал автомобиль вовсе без руля! Водитель управлял им с помощью длинного изогнутого рычага. В начале века за этим рычагом закрепилось меткое прозвище - "бычий хвост". Такое управление применялось, в частности, на "Даймлере" 1899 года, "Олдсмобиле" 1901го, выпускавшемся по лицензии российским "Дуксом", и других моделях.Рис. 1. Система управления "Де Дион-Бутон", сочетающая собственно руль, рычаг сцепления, рукоятки моторного тормоза, опережения зажигания и... акселератора.а во-вторых, фирменной чертой последующих "ситроенов". Кнопка звукового сигнала в середине руля появилась в 30-х годах. Но уже тогда управление звуковым сигналом на некоторых автомобилях было вынесено на отдельное кольцо. Такая конструкция сохранялась довольно долго. Она знакома по "Победе" третьего поколения, "Волге" ГАЗ-21, ВАЗ21 01, ИЖ-412. В 50-х годах из США пришла мода на очень тонкие ободы рулей с сильно утопленной, как тогда считалось, безопасной ступицей. Тонкие рули, считавшиеся изящными, еще как-то были оправданны на американских машинах с гидроусилителями. Европейские же тонкие рули, в частности на тех же ВАЗ-2101 и ИЖе, вспоминаются без симпатии. В 30-40-х годах на некоторых автомобилях, например на "Татре-87", появились рули со спицами, набранными из довольно тонких пружинящих проволок. Предполагалось, что при аварии такая конструкция будет смягчать удар водителя о руль. Однако возникла другая опасность - ступица оставалась на месте, а проволоки при сильном ударе иногда рвались, причиняя другие травмы.Рис. 2. Рулевое колесо "Панар-Левассор" с рукоятками газа и опережения зажигания.•130ЗА РУЛЕМ 1/97На многих первых автомобилях руль был некруглым. Обод с большим вырезом, как у современного самолетного штурвала, имел еще и вертикальный рычаг для удобства руления. Почти все штурвалы тогда располагались горизонтально. Они были небольшого диаметра с толстым ободом почти как сейчас. Постепенно и угол наклона рулевой колонки приблизился к современному. Толстые рули делали из дерева, с тремя-четырьмя спицами. В наше время обод из дерева - знак особого престижа. А вот количество спиц уменьшалось ив 1955 году дошло до одной: односпицевый руль на "Ситроене-ОЭ19" стал, во-первых, одной из составляющих сенсационности автомобиля,Идея некруглого руля не устает будоражить воображение стилистов. На "ИмпериалКастом-Саутгемптон" 1960 года руль был приплюснут в верхней части. Сейчас подобные рули в стиле формулы 1 предлагают некоторые специализированные фирмы. Однако на формульных болидах рулевое управление сверхчувствительное - перехватывать баранку не надо, не то что в обычных машинах. Кстати, на рули "формул" выведено кнопочное управление различными системами, в том числе переключением передач. Быстросъемные рули применяют на гоночных машинах с 30-х годов - без этого в кокпит проникнуть невозможно. А на серийном "Mepceflece-300SL" первого выпуска руль был хотя и несъемным, но откидывающимся. Иначе сесть в тесный спортивный автомобиль с очень высокими порогами просто не удавалось.