104
105
При дальнейшем увеличении скорости частота вибрации увеличивалась, но переносить ее было легче. Чтобы выяснить причину, пробовал на ходу определить влияние разных факторов. Как только машину начинало трясти, включаю нейтральную передачу и еду накатом. Вибрация продолжается, пока скорость не упадет до 80 км/ч. Значит, двигатель и внутренности коробки передач не виноваты. Какие узлы еще могут влиять? Те, что в этих условиях работают: колеса и связанная с ними часть трансмиссии - карданная передача, ШРУСы. Останавливаюсь, осматриваю колеса внешних повреждений не нахожу. Если бы потерялся грузик, дисбаланс сразу почувствовал бы на руле - он при этом "оживает" и дергается вправо-влево. Шины "на глаз" не спущены, но, поскольку снижение давления даже на 0,5 кг/см^ на этих жестких шинах (ВлИ-5) малозаметно, беру манометр. Во всех - 1,9-2. На всякий случай подкачиваю все до 2,1. В движении ничего не изменилось. Вспоминаю, что делали на машине в последнее время. Заменяли сцепление, потом было все хорошо, никакой вибрации. Но может быть, отвернулись какие-нибудь болты или гайки, которые при этом трогали? А что в трансмиссии, как чувствуют себя карданные шарниры? В движении несколько раз даю газ и тут же бросаю - каждый раз в ответ слышу и ощущаю несильные щелчки, рывки, особенно со стороны задней крестовины - понятно, она самая "работящая", поворачивается больше других и "кончается" раньше. Надо искать эстакаду, яму или подходящий кювет, чтобы снизу все посмотреть и подергать. Долго ничего не попадается; наконец, в небольшом городке возле автобусной станции - эстакада. Под ней - грязь, лужи масла и воды. Выбора нет, заезжаю. Подкладывая под ноги камни, картон и т. п., согнувшись, двигаюсь от приводов передних колес к задним. Пробую ключами крепежные болты и гайки - ни один не ослаб, все привернуты как положено. Вращая валы в разные стороны от крестовин, нахожу небольшой люфт в последней. Что-то не похоже на причину вибрации, способную вызвать такой резонанс машины. Делать нечего, придется ехать до Москвы, если вибрация ничего не разрушит. Слава Богу, доехал. Когда машину в нашей лаборатории подняли, задняя крестовина уже просто болталась в вилках, вызывая дисбаланс вала. Сняв ее, увидели сильно изношенные шипы и две треснувшие чашки подшипника (см. фото). Пришлось только удивляться такой жизнестойкости узла. В магазине на прилавке увидел два "нивовских" шарнира (отличающихся от "жигулевских" размерами и наличием мас104 ЗРЛМ 19 АУЕ /7ленки). Одна крестовина была побольше, и я купил ее, тем более продавец подтвердил, что такую с масленкой покупают для 21213. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что она велика! Пришлось брать свою изношенную и по ней искать замену. Немало похожих перебрали, наконец, вроде бы нашли нужную, но... опять ошиблись, хотя измеряли детали штангенциркулем. Дело в том, что шарнир продается в разобранном виде - крестовина и подшипники (иглы и чашки с резиновыми уплотнениями) отдельно. Оказалось, донышки чашек толще наших (их в магазине не мерили), а значит, общая длина шарнира велика. (Для справки. Длина нашего шарнира - расстояние между торцами противоположных шипов - 65 мм, в сборе с подшипниками - 70 мм, диаметр чашек чуть больше 28 мм. Мы обратились на ВАЗ с просьбой разъяснить ситуацию на рынке с карданными шарнирами и валами. Этот материал будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.) Из других неполадок можно назвать вывернувшуюся вместе с гайкой шпильку крепления корпуса воздушного фильтра, которая попала в диффузор и лишь чудом не прошла в цилиндр. Пока завернул ее вместе с тонкой медной проволочкой. Позже найду винт М5 подходящей длины, вставлю его снизу фланца и зафиксирую сверху гайкой, как уже раньше сделал на другой стороне карбюратора. Каждый раз, когда сталкиваешься с этой неисправностью, знакомой, наверное, большинству владельцев автомобилей с карбюратором ДААЗ, не находишь оправдания заводу, выпускающему уже 25 лет без изменений столь ненадежное крепление корпуса воздушного фильтра. Просчет в том, что навернутые на шпильки гайки своим пластмассовым кольцом так крепко контрятся, что очень часто отворачиваются вместе со шпилькой, когда снимают корпус фильтра. И поскольку шпилька стальная, а фланец карбюратора из мягкого алюминиевого сплава, естественно, после нескольких таких операций резьба во фланце постепенно срезается и шпилька самопроизвольно выворачивается. Видимо, есть смысл при первом же случае выворачивания фиксировать ее подходящим клеем. Борис СИНЕЛЬНИКОВБЕЗ НЕОЖИДАННОСТЕЙВот и первое радостное событие отметили: после пробега двух тысяч километров, на втором "тэ-о" наша "Волга" лишилась, наконец, предохранительной дроссельной шайбы! Сейчас, отъездив на повзрослевшей машине 4000 км, можем поделиться впечатлениями (о знакомстве с ней читайте в ЗР, 1996, № 2). Начнем с двигателя ЗМЗ-402. Пытаясь перечислить его положительные стороны, испытываешь некоторое затруднение. Главный плюс - немалый крутящий момент на пониженных оборотах, что поощряет переход на высшую передачу уже при скорости около 50 км/ч. Двигатель вполне уверенно тянет при 1500 об/мин, а лучшая разгонная динамика соответствует диапазону 2500-3000 об/мин. Выше мотор тотчас "скисает", и раскручивать коленвал за четыре тысячи нога не поднимается - настолько болезненно, с натугой отзывается двигатель. Литровая (удельная) мощность многих современных моторов переваливает за 100 л.с/л. Увы, к ЗМЗ-402 это никакого отношения не имеет: здесь те же сто "лошадей" - с двух с половиной литров рабочего объема... А ведь на дорогах все больше по-настоящему резвых автомобилей, так что, оказавшись после старта от светофора в арьергарде, портишь нервы себе и другим. Конечно, держаться на уровне "середняч_Карданный шарнир, несмотря на разрушение, "довез" машину до дома.* всего ненавидят - и вы не удивитесь ответу. Так же противно хрюкала "Волга" и двадцать лет назад. Неужто на солидном заводе никто к ней не прислушивается? Обидно, если "родовой" звук сохранится и на машинах с более современным двигателем ЗМЗ-406. О качестве изготовления мотора косвенно позволил судить масляный фильтр, замененный при первом обслуживании. Вы видите его на снимке: стружки хватало... Традиционные потеки "Тосола" и масла мы устраняли, подтягивая хомуты и штуцерные соединения. Расход масла, похоже, зависит от режима работы двигателя- оно почти не убывает при поездках в городе, но две-три сотни километров по шоссе "с ветерком" буквально оголяют масляный щуп. Здесь оговоримся: более точные и полные измерения расходов всего и вся мы проведем после окончания обкатки автомобиля. И доложим вам. Карбюратор К-151, на первый взгляд, достаточно современен, в меру усложнен в угоду "экологии". Но все же мно-нагрузке ход машины становится плавным, солидным. Тормозам хочется аплодировать - настолько они эффективные, без общеизвестных "жигулевских" болезней. Усилие можно очень точно дозировать, несильным нажатием на педаль уверенно останавливая машину. Работа коробки передач - на троечку: на фоне и без того не слабого шума выделяется "голос" заднего подшипника первичного вала. Правда, передачи переключаются нормально, а к увеличенным ходам рычага быстро привыкаешь. Кузов. У "Волги" это главная "наживка", на которую клюет покупатель. Почти тонна железа, зато прочный, ремонтопригодный. Это знают все, даже не автомобилисты. Понравилось качество окраски почти нет традиционной "шагрени" и потеков краски. Впрочем, весна на носу серьезные выводы потом, после соляных ванн Москвы. Огромный вроде бы багажник вызвал - не удивляйтесь! - разочарование, особенно в сравнении с некоторыми иномарками, у которых багажники неНезащищенный шток гидроусилителя вызывает серьезные опасения.Масляный фильтр после TO-1. Немой укор технологам...ков" (особенно если те не слишком торопятся!) можно ис этим двигателем, но какой ценой? Расход горючего в городе до 14 литров на "сотню"! Знатоки уверяют, что можно удержаться в рамках одиннадцати - это если не боитесь, что вас, как помеху, однажды сметут с дороги! Известно ведь, что меньше всего бензина расходует автомобиль на стоянке... а хочется ехать. Если не жалея нахлестывать норовистого "рысака", вам открывается другая сторона бытия - шум и вибрация. Особенно донимает своеобразный тембр выпускной системы при разгоне машины. Правда, некоторые фанатичные владельцы "Волги" им даже гордятся, считая, что у машины должна быть какая-то родовая черта, и если она не способна реветь, как "Альфа-Ромео", то пусть хотя бы хрюкает... Спросите старика, страдающего бессонницей, или мать, укладывающую в постель малыша, какую машину, кроме родных российских грузовиков, они большегие заменяют его "жигулевским" (ЗР, 1996, № 7), как будто не очень подходящим - и получают лучшие показатели - не только по экономике, но и по мощности, и по токсичности. Почему - опять загадка. Появление на таком громоздком автомобиле гидроусилителя руля - особенно в сочетании с широкими низкопрофильными шинами - не может не радовать. Кому случалось припарковывать "Волгу" без усилителя в тесноте городского квартала, тот нас поймет. Но без ложки дегтя мы не умеем: запаздывание управления здесь явно ощущается. Да и подтекает что-то. Ладно, рассудили мы привычно, главное, что система есть. А подлить, заменить, подтянуть - сумеем. Тревогу вызывает открытый всем ветрам шток: неужто нельзя было его защитить? Устойчивость автомобиля при измененных углах установки колес с шинами 195/65R15 неплохая. Сама подвеска кажется немного "дубовой", зато при полнойменьше, но несравненно удобнее. Объем передней части почти бесполезен: дотянется туда разве что орангутан - у него руки длиннее ног. А в задней части вольготно расположилась запаска, отбирая немалую долю полезного объема. Добавим к этому высокий задний борт - и картина завершена. Правда, таксисты привыкли - другого-то не было. Проследуем в салон. Осторожнее, не ударьтесь головой об одежный крючок! Набив несколько шишек и порвав куртку, мы его "уволили". В остальном посадкавысадка вполне удобна. Своеобразны пропорции салона: "вширь" он очень хорош, худеть ни к чему! А в длину, как ни странно, для рослого водителя маловат - так и хочется еще отодвинуть сиденье, но не получается. Зато включить третью передачу, не оторвавшись от спинки сиденья, трудновато. Это же происходит при включении некоторых удаленных вправо клавиш, при пользовании пепельницей. З РЛМ 19 105 АУЕ /7