При дальнейшем увеличении скорости частота вибрации увеличивалась, но переносить ее было легче. Чтобы выяснить причину, пробовал на ходу определить влияние разных факторов. Как только машину начинало трясти, включаю нейтральную передачу и еду накатом. Вибрация продолжается, пока скорость не упадет до 80 км/ч. Значит, двигатель и внутренности коробки передач не виноваты. Какие узлы еще могут влиять? Те, что в этих условиях работают: колеса и связанная с ними часть трансмиссии - карданная передача, ШРУСы. Останавливаюсь, осматриваю колеса внешних повреждений не нахожу. Если бы потерялся грузик, дисбаланс сразу почувствовал бы на руле - он при этом "оживает" и дергается вправо-влево. Шины "на глаз" не спущены, но, поскольку снижение давления даже на 0,5 кг/см^ на этих жестких шинах (ВлИ-5) малозаметно, беру манометр. Во всех - 1,9-2. На всякий случай подкачиваю все до 2,1. В движении ничего не изменилось. Вспоминаю, что делали на машине в последнее время. Заменяли сцепление, потом было все хорошо, никакой вибрации. Но может быть, отвернулись какие-нибудь болты или гайки, которые при этом трогали? А что в трансмиссии, как чувствуют себя карданные шарниры? В движении несколько раз даю газ и тут же бросаю - каждый раз в ответ слышу и ощущаю несильные щелчки, рывки, особенно со стороны задней крестовины - понятно, она самая "работящая", поворачивается больше других и "кончается" раньше. Надо искать эстакаду, яму или подходящий кювет, чтобы снизу все посмотреть и подергать. Долго ничего не попадается; наконец, в небольшом городке возле автобусной станции - эстакада. Под ней - грязь, лужи масла и воды. Выбора нет, заезжаю. Подкладывая под ноги камни, картон и т. п., согнувшись, двигаюсь от приводов передних колес к задним. Пробую ключами крепежные болты и гайки - ни один не ослаб, все привернуты как положено. Вращая валы в разные стороны от крестовин, нахожу небольшой люфт в последней. Что-то не похоже на причину вибрации, способную вызвать такой резонанс машины. Делать нечего, придется ехать до Москвы, если вибрация ничего не разрушит. Слава Богу, доехал. Когда машину в нашей лаборатории подняли, задняя крестовина уже просто болталась в вилках, вызывая дисбаланс вала. Сняв ее, увидели сильно изношенные шипы и две треснувшие чашки подшипника (см. фото). Пришлось только удивляться такой жизнестойкости узла. В магазине на прилавке увидел два "нивовских" шарнира (отличающихся от "жигулевских" размерами и наличием мас104 ЗРЛМ 19 АУЕ /7ленки). Одна крестовина была побольше, и я купил ее, тем более продавец подтвердил, что такую с масленкой покупают для 21213. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что она велика! Пришлось брать свою изношенную и по ней искать замену. Немало похожих перебрали, наконец, вроде бы нашли нужную, но... опять ошиблись, хотя измеряли детали штангенциркулем. Дело в том, что шарнир продается в разобранном виде - крестовина и подшипники (иглы и чашки с резиновыми уплотнениями) отдельно. Оказалось, донышки чашек толще наших (их в магазине не мерили), а значит, общая длина шарнира велика. (Для справки. Длина нашего шарнира - расстояние между торцами противоположных шипов - 65 мм, в сборе с подшипниками - 70 мм, диаметр чашек чуть больше 28 мм. Мы обратились на ВАЗ с просьбой разъяснить ситуацию на рынке с карданными шарнирами и валами. Этот материал будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.) Из других неполадок можно назвать вывернувшуюся вместе с гайкой шпильку крепления корпуса воздушного фильтра, которая попала в диффузор и лишь чудом не прошла в цилиндр. Пока завернул ее вместе с тонкой медной проволочкой. Позже найду винт М5 подходящей длины, вставлю его снизу фланца и зафиксирую сверху гайкой, как уже раньше сделал на другой стороне карбюратора. Каждый раз, когда сталкиваешься с этой неисправностью, знакомой, наверное, большинству владельцев автомобилей с карбюратором ДААЗ, не находишь оправдания заводу, выпускающему уже 25 лет без изменений столь ненадежное крепление корпуса воздушного фильтра. Просчет в том, что навернутые на шпильки гайки своим пластмассовым кольцом так крепко контрятся, что очень часто отворачиваются вместе со шпилькой, когда снимают корпус фильтра. И поскольку шпилька стальная, а фланец карбюратора из мягкого алюминиевого сплава, естественно, после нескольких таких операций резьба во фланце постепенно срезается и шпилька самопроизвольно выворачивается. Видимо, есть смысл при первом же случае выворачивания фиксировать ее подходящим клеем. Борис СИНЕЛЬНИКОВБЕЗ НЕОЖИДАННОСТЕЙВот и первое радостное событие отметили: после пробега двух тысяч километров, на втором "тэ-о" наша "Волга" лишилась, наконец, предохранительной дроссельной шайбы! Сейчас, отъездив на повзрослевшей машине 4000 км, можем поделиться впечатлениями (о знакомстве с ней читайте в ЗР, 1996, № 2). Начнем с двигателя ЗМЗ-402. Пытаясь перечислить его положительные стороны, испытываешь некоторое затруднение. Главный плюс - немалый крутящий момент на пониженных оборотах, что поощряет переход на высшую передачу уже при скорости около 50 км/ч. Двигатель вполне уверенно тянет при 1500 об/мин, а лучшая разгонная динамика соответствует диапазону 2500-3000 об/мин. Выше мотор тотчас "скисает", и раскручивать коленвал за четыре тысячи нога не поднимается - настолько болезненно, с натугой отзывается двигатель. Литровая (удельная) мощность многих современных моторов переваливает за 100 л.с/л. Увы, к ЗМЗ-402 это никакого отношения не имеет: здесь те же сто "лошадей" - с двух с половиной литров рабочего объема... А ведь на дорогах все больше по-настоящему резвых автомобилей, так что, оказавшись после старта от светофора в арьергарде, портишь нервы себе и другим. Конечно, держаться на уровне "середняч_Карданный шарнир, несмотря на разрушение, "довез" машину до дома.* всего ненавидят - и вы не удивитесь ответу. Так же противно хрюкала "Волга" и двадцать лет назад. Неужто на солидном заводе никто к ней не прислушивается? Обидно, если "родовой" звук сохранится и на машинах с более современным двигателем ЗМЗ-406. О качестве изготовления мотора косвенно позволил судить масляный фильтр, замененный при первом обслуживании. Вы видите его на снимке: стружки хватало... Традиционные потеки "Тосола" и масла мы устраняли, подтягивая хомуты и штуцерные соединения. Расход масла, похоже, зависит от режима работы двигателя- оно почти не убывает при поездках в городе, но две-три сотни километров по шоссе "с ветерком" буквально оголяют масляный щуп. Здесь оговоримся: более точные и полные измерения расходов всего и вся мы проведем после окончания обкатки автомобиля. И доложим вам. Карбюратор К-151, на первый взгляд, достаточно современен, в меру усложнен в угоду "экологии". Но все же мно-нагрузке ход машины становится плавным, солидным. Тормозам хочется аплодировать - настолько они эффективные, без общеизвестных "жигулевских" болезней. Усилие можно очень точно дозировать, несильным нажатием на педаль уверенно останавливая машину. Работа коробки передач - на троечку: на фоне и без того не слабого шума выделяется "голос" заднего подшипника первичного вала. Правда, передачи переключаются нормально, а к увеличенным ходам рычага быстро привыкаешь. Кузов. У "Волги" это главная "наживка", на которую клюет покупатель. Почти тонна железа, зато прочный, ремонтопригодный. Это знают все, даже не автомобилисты. Понравилось качество окраски почти нет традиционной "шагрени" и потеков краски. Впрочем, весна на носу серьезные выводы потом, после соляных ванн Москвы. Огромный вроде бы багажник вызвал - не удивляйтесь! - разочарование, особенно в сравнении с некоторыми иномарками, у которых багажники неНезащищенный шток гидроусилителя вызывает серьезные опасения.Масляный фильтр после TO-1. Немой укор технологам...ков" (особенно если те не слишком торопятся!) можно ис этим двигателем, но какой ценой? Расход горючего в городе до 14 литров на "сотню"! Знатоки уверяют, что можно удержаться в рамках одиннадцати - это если не боитесь, что вас, как помеху, однажды сметут с дороги! Известно ведь, что меньше всего бензина расходует автомобиль на стоянке... а хочется ехать. Если не жалея нахлестывать норовистого "рысака", вам открывается другая сторона бытия - шум и вибрация. Особенно донимает своеобразный тембр выпускной системы при разгоне машины. Правда, некоторые фанатичные владельцы "Волги" им даже гордятся, считая, что у машины должна быть какая-то родовая черта, и если она не способна реветь, как "Альфа-Ромео", то пусть хотя бы хрюкает... Спросите старика, страдающего бессонницей, или мать, укладывающую в постель малыша, какую машину, кроме родных российских грузовиков, они большегие заменяют его "жигулевским" (ЗР, 1996, № 7), как будто не очень подходящим - и получают лучшие показатели - не только по экономике, но и по мощности, и по токсичности. Почему - опять загадка. Появление на таком громоздком автомобиле гидроусилителя руля - особенно в сочетании с широкими низкопрофильными шинами - не может не радовать. Кому случалось припарковывать "Волгу" без усилителя в тесноте городского квартала, тот нас поймет. Но без ложки дегтя мы не умеем: запаздывание управления здесь явно ощущается. Да и подтекает что-то. Ладно, рассудили мы привычно, главное, что система есть. А подлить, заменить, подтянуть - сумеем. Тревогу вызывает открытый всем ветрам шток: неужто нельзя было его защитить? Устойчивость автомобиля при измененных углах установки колес с шинами 195/65R15 неплохая. Сама подвеска кажется немного "дубовой", зато при полнойменьше, но несравненно удобнее. Объем передней части почти бесполезен: дотянется туда разве что орангутан - у него руки длиннее ног. А в задней части вольготно расположилась запаска, отбирая немалую долю полезного объема. Добавим к этому высокий задний борт - и картина завершена. Правда, таксисты привыкли - другого-то не было. Проследуем в салон. Осторожнее, не ударьтесь головой об одежный крючок! Набив несколько шишек и порвав куртку, мы его "уволили". В остальном посадкавысадка вполне удобна. Своеобразны пропорции салона: "вширь" он очень хорош, худеть ни к чему! А в длину, как ни странно, для рослого водителя маловат - так и хочется еще отодвинуть сиденье, но не получается. Зато включить третью передачу, не оторвавшись от спинки сиденья, трудновато. Это же происходит при включении некоторых удаленных вправо клавиш, при пользовании пепельницей. З РЛМ 19 105 АУЕ /7