ЭКСПЕРИМЕНТ ЗРВсе реже встречаешь в газетах лаконичные предложения , вроде " р астаможу " , "срочно растаможу". Автобизнес стал солиднее и рекламирует себя соответственно. Фирма "Автоцентр" предлагает "консультации по вопросам растаможивания. проверку на законность (!) таможенного оформления, повторное растаможивание в случае отрицательного ответа (?), проверку на угон, регистрацию и переоформление в ГАИ" и многое другое. А вот в автомагазине фирмы "ЛАС и КО" "оказывают помощь в растаможивании и продаже вашего автомобиля", туркомпания "МиГ Вуаяж" предлагает "консультации по растаможиванию и автотуры в Голландию". Как видите, предложения стали более цивилизованными. Лишь автосалон в Олимпийской деревне и авторы одинокого объявления в вездесущем 'Московском комсомольце" по старинке просто "растаможивают". Правда, по телефону, указанному в газете, отозвался все тот же "Автоцентр". Теперь предстояло проверить все варианты: консультации по вопросам... помощь в... и просто - растаможу. Есть ли разница ив чем. Начал с того, что побеседовал с автомобильными "жучками", которых всегда можно встретить на автостоянках. куда пригоняют новые иномарки, и это дало возможность немного познакомиться с предметом нашего "эксперимента' Офис "Автоцентра" занимает просторную комнату на четвертом этаже серой бетонной коробки УПК "Мосавтотранс". В углу для посетителей стоит несколько столов с автомобильными журналами и газетами за прошлый и позапрошлый год и три стула. На одном из них яи просидел около часа в ожидании "обслуживающего персонала". Непосредственно растаможиванием в "Автоцентре" занимается всего одна сотрудница. Появившись после двенадцати, она сразу юркнула за высоченный шкаф в другом углу комнаты, так что с десяток жаждущих "растаможиться" и внимания на нее не обратили. Только где-то ближе к часу дня из-за шкафа послышалось приглашение "заходить на растаможку по одному". Я сообщил миловидной даме, что хочу купить "Форд-Скорпио" 1995 года с 3-литровым двигателем мощностью 125 л. с. Признаюсь честно, до этого я уже все подсчитал сам. И хотя наш журнал довольно подробно писал о том, как это делается (1996. № 9), для дальнейшего повествования представляю свои расчеты. Каталог, которым руководствуются таможенники, оценивает "мой" "Скорпио" (за сколько бы я ни купил его на самом деле) в $12000. Совокупный же таможенный платеж рассчитывается по немудреной формуле: пошлина + акциз + НДС (20% от суммы таможенной стоимости автомобиля, пошлины и акциза) + сбор (0,1% от таможенной стоимости). У нас пошлина за новый автомобиль (а такими считаются те, что младше трех лет) - 30% от 96 ЗА РУЛЕМ 2/97 цены, но не меньше 1,9 ЭКЮ за 1 см 3 объема двигателя. Выходит, 30% - это $3600, хотя мне, увы. придется платить куда большую сумму: при "моем" объеме двигателя (более 1300 см3) действуют эти самые "не меньше 1,9 ЭКЮ" - аж $6840! Акциз тоже велик: 20%, но опять-таки не меньше 1,3 ЭКЮ за 1 см 3 . Поэтому я буду вынужден выложить опять-таки "не меньше" $4680. НДС же получится просто фантастический - $4704. Итог? За одно только растаможивание выбранного мной трехлитрового "Форда" придется отдать ни много ни мало $16236 - больше, чем цена машины по каталогу! Эта цифра и была у меня в голове, когда я приступил к разЭто что же за благодетели сидят в "Автоцентре"? Правда, сверх того, что я должен был заплатить за растаможку, кое-что требовалось отстегнуть и фирме: 400 долларов - выписка таможенных документов плюс 200 долларов - оплата услуг собственно "Автоцентра". Так что добрые люди из таможенного сервиса себе официально берут совсем малую сумму. Причем эти 600 долларов постоянны и не зависят от марки машины и ее возраста. Я поинтересовался, какие гарантии предоставляет "Автоцентр", получив деньги: цена растаможивания не могла не вызвать подозрения к фирме. Ничуть не обидевшись, специалист Лена охотно разъяснила, что между "Автоцентром'' и клиентом, то есть мной, заключается договор ив текст его заносят все необходимые данные: сумму денег, которую платит фирме владелец машины, данные клиента и характеристику его автомобиля, а главное, обязательство "Автоцентра" в четы-говору. Однако "специалист по растаможиванию", воспользовавшись небольшим калькулятором и увесистым каталогом. сообщила мне, что растаможка приглянувшегося мне "Форда-Скорпио" 1995 года с двигателем 3000 см 3 обойдется в 9600 американских долларов! Это было что-то из разряда чудес, но я, не подав виду, что потрясен уменьшившейся почти на семь тысяч долларов суммой, изобразил разочарование: "Дорого..." "Это потому, - объяснила мне милая девушка, - что за новые автомобили берется большая пошлина: 80% от стоимости машины (откуда взялась у нее эта информация, я так и не понял). Но есть другой выход: покупать ту же модель, но 1993 года. Она уже проходит как "старая" и облагается "всего 40%-ной (?) пошлиной". В каталоге нашлась и такая машина. Мои расходы составили бы в этом случае - манипуляции с калькулятором вполовину меньше: 4900 долларов "на все про все". При этом она любезно добавила, что. по ее мнению, как раз машины 1993 года лучше всего ввозить в РФ - сравнительно недорого и почти новые. Этот вариант, кстати, тоже был мной просчитан. Пошлина - 30% от таможенной стоимости (по каталогу - $10000). но не меньше 0,55 ЭКЮ за 1 см 3 двигателя - $3300. Акциз - 20%, но не меньше 0,35 ЭКЮ за 1 см 3 - $2000. НДС, следовательно. $3060. В результате, если идти действительно законным путем, растаможивание обошлось бы мне в $8360 + 0,1% за оформление.рехдневный срок (!) получить все таможенные документы на машину и передать их ее владельцу. На сем яи откланялся. Хотя можно было и продолжить сотрудничество: застраховать машину, предварительно проверив ее на угон, и отдать все документы (или поручить передать их после растаможки) для регистрации в ГАИ. Эта услуга "Автоцентром" оценивалась в 400 долларов. Я не стал уточнять, какая часть остается в центре, хотя, по слухам, обычно хватает 200-300 "зеленых" в зависимости от умения автовладельца (а не посредников) найти "нужных" людей и правильно изложить свое дело. Уходил я из мрачного УПК "Мосавтотранс" со странным чувством, понимая, что где-то тут нечисто, но разузнать это подробнее мне не удастся. Тем не менее клиенты на растаможку в "Автоцентре" выстраиваются в очередь. А может, я что-то не так подсчитал?.. Чтобы узнать, что делается в других подобных заведениях, предлагающих услуги по растаможиванию, решил ограничиться телефонным общением. Конечно, оно было более кратким (не по моей вине), но все же привело к каким-то результатам. Я называл модель моего "Форда", возраст, литраж и записывал ответы. Разговаривали по-разному: вежливо с подробностями, коротко и резко, бывало, просто отказывались отвечать, предлагая явиться к ним со всеми документами и машиной. Вкратце передаю содержание ответов. Фирма, организующая автотуры в Голландию и оказывающая различные другие услуги, включая растаможивание: 9000 долларов "за все про все" с уточнением суммы при осмотре автомобиля. Срок - 4 дня. Автомагазин фирмы "ЛАС иК0 " отказался иметь дело с "Фордом" 1995 года, но скалькулиро-