заднего хода. Последний втыкается туговато, вероятно, не приработался механизм. Между передними сиденьями на туннеле пола находятся пепельница и подлокотник, под крышкой которого, наверное, удобно хранить магнитофонные кассеты. Кстати, магнитола входит в стандартную комплектацию машины, только не установлена, а прилагается в пакетике. Динамики, впрочем, уже на своих местах - в пластмассовых боковинах багажника, Да, а что же у нас в багажнике? Ну, он, конечно, пошире, чем у "Таврии", вот только эта огромная запаска... Нет-нет, она здесь временно, ее место снаружи, под полом, почти как у "сорок первого". Позади номерного знака небольшая ниша с пластмассовой крышкой - для штатного набора инструментов. Рядом лампочки подсветки багажника (работают, правда, только при включении габаритного света). Сверху багажный отсек закрывается плотной полкой. Она расположена довольно высоко и немного мешает обзору назад - надо будет привыкать. Внутри багажника, как ив салоне, - ни кусочка, ни пятачка металлического кузова: все закрыто пластмассовыми панелями и ковриком. Пластмасса довольно тонкая, возможно, при езде будет поскрипывать - ну, с этим справимся. А теперь, пока женская половина привыкает к салону, мужская заглянет под машину - там немало интересного. Передняя подвеска - стойки "Мак-Ферсон", в ступице колеса двухрядный шариковый подшипник, не требующий регулировки и смазки. Рычаги соединены мощным стабилизатором поперечной устойчивости. Непривычно низко висит реечный (!) рулевой механизм - тяги ведут к поворотным кулакам, а не к стойкам. Под капотом (кстати, совсем небольшим) просторно, бросается в глаза большой алюминиевый радиатор с электровентилятором. Форма бачка стеклоомывателя заслуживает премии Союза дизайнеров России. Правда, моторчик его, а также катушка зажигания расположены на самом лонжероне... но защищены от брызг и грязи широким черным щитком. Двинемся дальше вглубь. Коробка передач - пятиступенчатая. За ней следует разрезной карданный вал с "жигулевской" упругой муфтой и подвесным подшипником. Редуктор заднего моста, крестовины и подшипники задних колес "Орбита" унаследовала от "412-го", а вот полуоси у нее свои (разной длины) и колеса "жигулевские" с соответствующей резиной. Задняя подвеска отдаленно же напоминает "Жигули": два продольных рычага, два косых, поперечная штанга, пружины и амортизаторы. Повод прокатиться не заставил себя ждать - надо было ехать в ГАИ на регистрацию. Пока очередь мерзла у вагончика на улице, мы млели от тепла в мягком салоне. Не раз к машине подходили любопытные, в том числе пригнавшие на площадку новые "пятерки" и даже "волги". Немало удивился записи в справке-счете майор ГАИ: "Ничего себе, "Москвич" стал дороже "Жигулей"! Пришлось поправить его - не "Москвич", а "Орбита", традиционные же автомобили "Ижмаша" приходятся ей всего лишь земляками, а не родственниками. Вот только конвейерное производство ее наладить пока не могут, а потому и "штатных" запчастей в продаже не видно, и литературы по эксплуатации и ремонту никакой... Что ж, посмотрим, какова "Орбита" в деле, будет ли радовать или огорчать? Андрей МИХАЙЛОВКОММЕНТАРИЙ К "ВЫБОРУ"Лето 1984 года. Группе юных пионеров, любителей автомобилей, повстречалась на улице машина неизвестной породы. Проявив глубокие специальные познания, один из них идентифицировал увиденное, как новую модель ИЖа. На близкое знакомство с новинкой рассчитывать не приходилось - чудо техники удалялось в неизвестном направлении. Совершенно неожиданно на помощь пришел дядя с волшебной палочкой - инспектору ГАИ, стоявшему на ближайшем перекрестке, любопытство тоже было не чуждо, и он машину остановил. Подбежав, запыхавшиеся пионеры застали процесс ознакомления с ней в самом разгаре: из-под капота торчал зад, обтянутый серыми форменными штанами, а два извлеченных из салона мужика давали пространные пояснения. Ребята заглядывали через увенчанное погоном плечо, слушали рассказ испытателей и удивленно цокали. А что мы видели тогда, кроме "40-х" "москвичей", "жигулей" и "запорожцев"? Осень 1996 года. Как все изменилось. Нет больше "Москвича" и "Запорожца", народ давно освоил "восьмерки" и "девятки", юные пионеры выросли и стали взрослыми дядями-автомобилистами. Лишь "Орбита" осталась автомобилем редким и загадочным. Вот она перед нами - новенькая, только из магазина. Внешне почти такая же, как и двенадцать лет назад. Сегодня, конечно, облик ее очень современным не назовешь, а в оформлении задней части кузова некая несуразица особенно заметна. Пристальный осмотр автомобиля выявил явные огрехи окраски - следы зачистки поверхности, присохшую пыль. Некоторые места, как, например, открытая для влаги и грязи полка заднего бампера, собранная из грубо сваренных кусков, навевают грустные мысли о скорых и неизбежных очагах коррозии. Салон после "четыреста двенадцатого" порадовал шириной, а его интерьер - претензией на оригинальность. В середине восьмидесятых это произвело сильное впечатление, а сегодня, вкупе с грубыми отделочными материалами... Короче, нечто подобное можно увидеть на большинстве отечественных автомобилей. Заднее сиденье слишком тесное - и ноги и голова пассажира упираются в переднее сиденье или в потолок. От багажника можно ожидать большего, но спинка сиденья, которая раскладывается пополам, просто очаровала. Такое на отечественных машинах раньше не встречалось и появилось только на ВАЗ-2110. Пол багажного отсека довольно высокий, но запасного колеса под ним не оказалось. Оно снизу - под кузовом, как у АЗЛК-2141. Попробуйте заменить колесо, когда на улице слякоть, а на вас парадный костюм. Двигатель объемом 1700 "кубиков" потенциально обладает неплохими характеристиками. но на конкретном автомобиле новый необкатанный мотор своего потенциала раскрывать не хотел - тянул явно вполсилы. К чести мотора отметим, что пускается он на легком морозе с полуоборота. Подвеска (впереди "Мак-Ферсон", сзади - балка "а-ля ВАЗ-2101") уверенно справляется с ямами и ямками (ямищи не пробовали), но пассажиров при этом потряхивает изрядно. В поворотах кузов заметно кренится. Реечный рулевой механизм достаточно четкий, но где-то "там" что-то перетянуто - при повороте баранки раздается скрип, да и усилие великовато. Пятиступенчатая коробка передач откровенно расстроила - вторая входит с "хрюком", заднюю удается включить с десятого раза. Без подвывания шестерен в трансмиссии тоже, увы. не обошлось. Такова самая обычная, из магазина. "Орбита". Хотя объективно, если верить цифрам, она ближе к классическим Жигулям", но по ощущениям это все же "Москвич". Низкое качество сборки - беда всех наших производителей, и насколько ИЖ сделан лучше или хуже - покажет время. Но даже при прочих равных условиях автор этого комментария, кстати, один из тех пионеров, восхищавшихся "Орбитой", сегодня выбрал бы старого доброго "жигуля". Во-первых, цены сопоставимы, да и когда что-нибудь отвалится или развалится (вероятность такого исхода в любом случав достаточно велика), меньше будет головной боли с поиском оригинальных и далеко не массовых узлов и деталей. "Всему свое время" - это про нее, про "Орбиту". Она могла бы завоевать свое место под солнцем несколько лет назад. Сегодня так и не вышедший из стадии полукустарной малосерийной сборки автомобиль уже опоздал! Увы... Игорь ТВЕРДУНОВЗА РУЛЕМ 2/9779