МНЕНИЕРазличные партии, движения и объединения "зеленого" толка пугают нас если не концом света, то уж неизбежной экологической катастрофой. При этом одним из главных виновников предстоящей трагедии называют автомобильный транспорт. Дескать, он и только он, пожирая так необходимый человечеству кислород, изрыгает тысячи тонн вредных веществ, убивающих все живое на планете. В качестве же реальной альтернативы автомобилю предлагается электрический собрат - электромобиль. Его сторонники ство положительных прост в управлении, вует губительно на перечисляют множекачеств: малошумен. а главное - не дейстокружающую среду. мы управления тяговыми двигателями используют, как правило, импульсный способ регулирования тока. При этом вокруг силовых кабелей возникают мощные высокочастотные электромагнитные поля, вредные для здоровья человека. Избавиться от них - непростая задача. Водителя и пассажиров подстерегает и другая опасность. Большинство аккумуляторов негерметичны и при зарядеразряде выделяют вредные газы. Конечно, решить данную проблему технически возможно, но это непременно скажется на цене и без того недешевого электромобиля. Вряд ли можно надеяться, что в части активной и пассивной безопасности электромобиль будет принципиально отлицию. Естественно, процесс сопровождается потерями. Возможности существующих электрических сетей небезграничны. Уже сейчас суммарная мощность бегающих по земному шару автомобилей сопоставима с мощностью действующих электростанций. Что же - удваивать выработку электроэнергии и количество станций? Это коротко - об экологии. Но к любому средству передвижения предъявляются и чисто пользовательские требования. Автомобиль готов к движению в любое время дня и ночи - был бы бензин. Аккумуляторы электромобиля требуют пополнения энергии. Их зарядка - процесс длительный, обычно на это уходит 8-10 часов. Если сравнить с процедуройЭКОЛОГИЧЕСКИ? ,Казалось бы, с такими доводами трудно не согласиться. А если взглянуть, что называется, в корень? Когда сравнивают различные виды транспорта, речь идет, в основном, о преимуществах эксплуатационных. Говорят о мощности двигателя, максимальной скорости и динамике разгона, удобстве салона, эстетике, безопасности и так далее. Но любое транспортное средство, в том числе и электромобиль, надо сначала изготовить. Затем наступает собственно период эксплуатации, по завершении которого приходится утилизировать то, что осталось. чаться от бензинового прототипа. Стало быть, аварии не исключены и следует задуматься о безопасности послеаварийной. Куда выльются десятки литров агрессивной жидкости, наполняющей аккумуляторы? Вдруг на водителя или пассажиров. Может, аккумуляторы станут одевать в броню или отстреливать при аварии? Увы, это уже из области фантастики. Поговорим сначала на наиболее близкую автомобилистам тему - об эксплуатации. Большинство электромобилей базируется на шасси серийных автомобилей или на их отдельных узлах. Вместо бензинового двигателя или дизеля, коробки передач и системы питания устанавливают аккумуляторные батареи, один или несколько тяговых электродвигателей и устройства управления ими. Не будем останавливаться на двигателях - там особых хитростей нет. Самое неприятное - аккумуляторные батареи. Как разместить их на электромобиле? Известно, что управляемость и проходимость в значительной мере зависят от так называемой развесовки, то есть соотношения нагрузки на передний и задний мост. Масса комплекта аккумуляторов даже для сравнительно небольшого электромобиля достигает сотни и более килограммов. Для равномерной загрузки их размещают в моторном отсеке, под сиденьями, в багажнике и связывают силовым кабелем. А теперь - внимание: систеТеперь мы вплотную подошли к главному - проблеме экологии. Много говорят, скажем, о нефтепродуктах, попадающих в почву, а оттуда - в водоемы. Но нефть - это органическое вещество, взятое из недр. Совсем другое дело - содержимое аккумуляторов. Однако электромобили предназначены в первую очередь для использования в курортной местности ив заповедниках. Надо ли говорить о том, что химическое производство, сколь бы совершенно оно ни было, загрязняет природу интенсивнее, чем литье чугуна, стали и алюминия? Утилизация отслуживших батарей с точки зрения экологии тоже несопоставима с переплавкой стального лома. Для приведения любого механизма в движение необходима энергия. Чисто внешне выглядит заманчиво: подключил аккумуляторы к электросети, подождал несколько часов и - в путь. Красиво, элегантно, чисто. Никакого запаха, никакого вреда природе. Но для того, чтобы произвести электроэнергию, необходимо сжечь топливо. Причем в количестве, заведомо большем, нежели нужно для движения. Практически это означает лишь перенос места преобразования энергии с борта транспортного средства на электростан-заправки бензином, счет будет не в пользу аккумуляторов. Наиболее распространенные аккумуляторы даже при высоком качестве и "щадящем" использовании редко выдерживают более 500 циклов заряд-разряд. Пробег между зарядками в 100 км (реальная средняя величина) определяет срок службы - не более 50 тысяч километров, то есть в три-четыре раза меньше, чем "бегает" двигатель любого автомобиля до первого капремонта. Трудно поверить тому, кто пытается доказать, что электромобиль в эксплуатации дешевле. Любой современный "мобиль" должен иметь отопитель и кондиционер. Кондиционер потребляет 2-2,5 кВт (последние модели - около 1,5), "печка" и вентиляция - значительно больше. В стандартное оборудование большинства автомобилей входят усилители тормозов и рулевого управления. Им тоже нужна энергия. Не забудем про фары, обогреватели заднего стекла, габаритные огни, магнитолу... В сумме набегает несколько киловатт. Это означает, что для питания только вспомогательного оборудования (не говоря о тяговых двигателях) за время пробега 100 км по городу требуется два-три десятка привычных нам 6СТ-55! Так неужели же все так плохо и бесперспективно? Наверное, нет. Назовем, например, альтернативный вариант - своего рода гибрид автомобиля и электромобиля. Известные автомобильные фирмы ведут работы в этом направлении. Александр БАЛЫКИНЗА РУЛЕМ 2/9763