СОБЫТИЕ"ПРЕМЬЕРА" "Первый "Блейзер" будет собран в декабре нынешнего года!" - заявил президент Татарстана Минтимер Шаймиев. И оказался прав, подтвердив еще раз, что в нашей стране автомобильная промышленность относится к сфере не технической и даже не экономической, а непосредственно к политической. Последние сомнения в этом развеялись 19 декабря 1996 года, когда пуск ЕлАЗа собрал в цехе малых серий премьер-министра России, вице-премьера и "просто" члена кабинета, главу администрации президента России, не говоря уж о татарстанской политической элите. Звучавшие в здравицах слова о "начале производства" вызывали, мягко говоря, недоумение. В "таможенной зоне" за колючей проволокой стояли запорошенные снегом вполне уже "произведенные" бразильские "блейзеры". К тому моменту прибыла первая партия -120 штук. В каждом автомобиле лежат большие картонные коробки с комплектующими. Большие не от того, что много деталей, а по причине громоздкости последних. Это передний и задний бамперы, правое переднее и заднее сиденья, обивка дверей. Есть и поменьше - фонари, зеркала, ручки стеклоподъемников, эмблемы. Всего 208 элементов. Сиденья, правда, приходят в разобранном виде. Пока все это больше похоже на элегантный способ уйти от таможенных сборов. А продав в течение двух лет (по плану) собранные таким образом десять тысяч "блейзеров", можно ведь и свернуть программу "перспективного сотрудничества" - за отсутствием спроса или по истечении срока действия налоговых или таможенных льгот. И останется ЕлАЗ со своим "участком подсборки"...б ЗА РУЛЕМ 2/97"Шевроле-Блейзер", за рулем которого В. Черномырдин, начинает путь по российской земле. На заднем плане - первая партия машин, прибывших на ЕлАЗ.Впрочем, признаемся честно: столь пессимистичный взгляд вытекает из самой истории ЕлАЗа. Первая свая на его многострадальной площадке была забита в июле такого далекого 1985-го! Тем более не хочется обмануться в новых надеждах. Да, с надеждами в этот холодный декабрьский день все было в порядке. Сотрудничество с "Дженерал моторе" - сегодня объект внимания российско-американской комиссии Тор-Черномырдин". Так что среди обязательных общих фраз о прорыве, успехе и надежде можно было наскрести по-настоящему воодушевляющую конкретику. Которая, кстати, подкреплялась картиной оживленных строительных работ в так называемом '"601-м'' корпусе. Итак... Уже утверждена концепция производства комплектующих для "Блейзера" в России - в течение пяти лет их доля достигнет 70 процентов. В частности, по словам исполнительного вицепрезидента "Джи-Эм" Грега де Йонкера (он же управляющий директор корпорации "ЕлАЗ-ДжиЭм"), его сосед КамАЗ и друг Николай Бех будут обеспечивать "Блейзер" металлическими штампованными панелями. (Присутствовавший на церемонии Бех смолчал, но в интервью одной из местных газет заявил, что заказы ЕлАЗа дадут КамАЗу 5-6 тысяч (!) рабочих мест.) Основной завод, со слов американца, будет в течение 20 месяцев оснащен самым современным оборудованием. И вообще, "сегодня сделан первый большой шаг в сотрудничестве "Дженерал моторе" с Россией". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев предупредил, что только мы сами можем научиться работать качественно. Это архисложно - ведь контроль будут осуществлять американские представители. Конвейер в 601 -м корпусе предполагается пустить уже в первом квартале 1998 года. Анатолий Чубайс отметил, что, несмотря на скромность сегодняшнего результата, специалисты понимают, что через годдва из этого участка начнет расти гигантское производство. И "Chevrolet Blazer" переведут на русский язык с небольшим татарским акцентом". Директор ЕлАЗа Равиль Зарипов заявил, что в ближайшее время будет объявлено о "проекте 300 тысяч". (Это уже не 50 тысяч "блейзеров" в год с конвейера 601 -го корпуса, а полноценное производство 300 тысяч легковых автомобилей. Предположительно. речь пойдет об "опелях" ряда "Корсы" и "Астры".) Виктор Черномырдин пообещал, что скоро все мы будем гордиться гигантом автомобилестроения, который здесь вырастет. Позже, на пресс-конференции, премьер-министр увязал довольно высокую по российским понятиям цену машины с грядущим экономическим ростом: "Будет рост, будет зарплата, будут покупатели". Главное - со стороны российского правительства не будет задержки с финансированием этого проекта - запланированные 120 миллиардов рублей будут вложены в 1997 году. Все эти строки и цифры уже не отдают прожектерством. И "отверточная сборка", и относительно небольшой "проект 50 тысяч" годятся для того, чтобы, как говорят американцы, "попробовать воду". А уж потом браться за "проект 300 тысяч", неудавшийся тандему АВВА и "АвтоВАЗ". А вдруг и правда довелось присутствовать при открытии новой страницы в автомобилизации России? И мы станем ездить на настоящих автомобилях? На бампере первенца было написано "Премьера". Анатолий Чубайс пошутил, что последнюю букву стоило поменять на "у". Машину, конечно, премьеру не подарили, но прокатиться дали. (Даже личная охрана с уважением относится к умению Виктора Степановича управлять автомобилем.) Первый министр, ставший первым водителем первого елабужского "Блейзера", "прохватил" по первому снегу и оценил машину поднятым большим пальцем. Ну а мы расскажем о своих первых впечатлениях от "Блейзера" в следующем - мартовском номере журнала. Алексей СОЛОПОВ Фото Михаила Козловскогоф^ ЬХНИКАДЕСЯТВАРИАНТНаши читатели уже знают: в Нижнем Новгороде началось производство модернизированной "Волги" - ГАЗ-3110. В прошлом году заводские специалисты представили автомобиль на страницах журнала, так сказать, поэлементно. Сегодня мы завершаем рассказ о последней модернизации машины, впервые увидевшей свет еще в 1970 году. Главный конструктор легковых автомобилей ОАО "ГАЗ" Сергей БАТЬЯНОВ рассказывает о самых заметных изменениях - во внешнем виде кузова и убранстве салона. После постановки на производство принципиально нового семейства легких грузовиков "Газель" наступила очередь обновления "Волги". Причем самая младшая сестра в семье ГАЗа уже могла предложить кое-что и самой старшей. Конструкция их основных агрегатов - двигателя, сцепления, коробки передач, карданной передачи, редуктора ведущего моста имеют общие корни. С выпуском 3110 ОАО "ГАЗ" намерено сохранить свое присутствие в секторе легковых автомобилей российского рынка, предлагая покупателям практичные, относительно недорогие машины среднего класса. В модернизированной "Волге" сохраняются такие традиционные ее качества, как простота конструкции и неприхотливость в обслуживании, приспособленность к эксплуатации на неблагоустроенных дорогах. Но при этом добавятся новые потребительские свойства: более современный внешний вид, удобный и комфортабельный пассажирский салон, повышенная тяговая динамика и улучшенные характеристики устойчивости и управляемости, наконец, соответствие законодательным нормам по безопасности конструкции. Не станем останавливаться на особенностях и изменениях в ходовой части машины - о них достаточно подробно рассказано в прошлом году (см. ЗР, № 4). Добавим лишь, что на части ГАЗ-3110 впервые начнут устанавливать компактный гидравлический усилитель рулевого управления. Эта конструкция так называемого интегрального типа (в ней агрегат с силовым цилиндром и клапаном-распределителем встроен в рулевой механизм) более надежна в сравнении с системами, где распределитель и силовой цилиндр включены в рулевую трапецию - у последних больше трубопроводов и штуцерных соединений. Применение усилителя заставило отказаться от специальной многослойной разрывной муфты безопасности в рулевой колонке. Травмобезопасность новой колонки теперь обеспечивает деформируемый сильфон в рулевом колесе. Более того, совместно со шведской фирмой "Аутолив" в настоящее время разрабатывается подушка безопасности для водителя. С учетом этой перспективы значительно изменилось само рулевое колесо, оно имеет мягкий обод, а кнопки включения звукового сигнала размещены на двух верхних спицах. Более элегантными стали рукоятки подрулевых переключателей. С правой стороны рулевой колонки встроен новый замок зажигания, позволяющий вставлять ключ, не заботясь о поиске его "правильной" стороны. Вообще, интерьеру автомобиля была отведена особая роль не случайно - сегодня водитель и пассажиры воспринимают его как показатель класса, если хотите, престижности машины. В новой архитектуре салона подчеркнута функциональность: стало удобнее пользоваться органами управления, считывать информацию с приборов. Решения интерьера 3110 объединяют новую панель приборов и консоль, элегантную объемную обивку дверей и полки задка. Предусмотрены цельноформованная обивка потолка и потолочная консоль.8ЗА РУЛЕМ 2/97 При разработке комбинации приборов пришлось учитывать, что обновленная "Волга" будет комплектоваться разными типами двигателей и покупателю предложат широкий спектр дополнительного оборудования. Штатным стал тахометр, амперметр заменен на вольтметр, есть блок сигнализаторов бортовой системы контроля. Центральное место интерьера - панель приборов и консоль. Уходит в прошлое жесткая пластмассовая панель ГАЗ-31029. Она уступила место мягкой, пенозаполненной, покрытой цветной формующейся пленкой: покупатель сможет выбрать цвет панели, консоли и обивки дверей. Крупные вентиляционные решетки в центральной часПанель приборов: более тридцати сигнальных ламп расскажут все о "самочувствии" машины. 4 Рабочее место водителя. В ступице руля займет свое место подушка безопасности.ти и по бокам панели приборов подчеркивают возросшие возможности "печки", управление отопителем и вентиляцией стало удобнее - здесь осталось лишь два горизонтальных ползуна. В центре панели расположены клавишные переключатели, управляющие вентилятором отопителя, обогревателем заднего стекла, противотуманными фарами и антенной. Между передними сиденьями размещены еще шесть дополнительных переключателей - обогрев сидений, контроль исправности ламп-сигнализаторов, обогрев жиклеров стеклоомывателя и резервные.Двери - наиболее "консервативная" часть машины.По традиции, все легковые автомобили ГАЗ, начиная с "Победы" (кроме такси), в качестве стандартного оборудования имели радиоприемник. 3110 не стала исключением - здесь установлена магнитола. Следствием этого стал "переезд" рычага ручного тормоза ближе к водителю: "ручником" стало пользоваться удобнее, а на консоли появилось место для контейнера на шесть аудиокассет. Под комбинацией приборов, симметрично относительно рулевой колонки - две круглые рукоятки: центрального переключателя наружного освещения и корректора фар. В правой части панели, на "подоконнике", сделано углубление с горизонтальной площадкой. Чуть ниже,Пожалуй, даже боссу здесь придется по душе.