вал "Ауди-80"-бочка 1987 года. За ее растаможивание в течение недели брали 3500-4000 долларов с уточнением при осмотре. И наконец, удивил автосалон на открытой автостоянке в Олимпийской деревне: всего 4000 долларов, включая таможню и собственную комиссию, за три-пять рабочих дней. Накануне я их проверил на "старый" "Опель-Омега" с тем же объемом двигателя, но 1992 года - 3,5 тысячи. 500 долларов разницы при очень отличающихся пошлинах и акцизе. После этого разговора по телефону помчался в Олимпийскую деревню проверить "смешные цены" на растаможивание в тамошнем автосалоне. Сразу за центральной площадью бывшего поселения олимпийцев одна за другой тянутся открытые автостоянки. На одной из них охранники указали на двух парней, беседующих возле новенького "Мицубиси-Паджеро": "Они и есть автосалон". Подхожу, знакомимся. Володя и Игорь охотно соглашаются побеседовать. Они занимаются продажей подержанных иномарок, принимают автомобили на комиссию, берутся растаможить любую машину за три-пять дней. "И почем?" спрашиваю, ожидая услышать разочаровывающий ответ. Нет, все как ив справке по телефону: 3500 долларов (старше 1993 года выпуска) или 4000, если ваш автомобиль "укладывается" в три таможенных года и считается новым. На вопрос "что ж так дешево?" ребята рассмеялись: нам хватает. И пояснили, что высокие расценки говорят просто о нежелании возиться с новыми машинами - хватает работы с подержанными. Здесь же растаможат любую машину по сравнительно умеренной цене, тем самым обеспечивая своему предложению устойчивый спрос, а себе - такие же доходы, пусть и не сверхвысокие. Секрет прост. Ребята выходят напрямую на белорусские таможни. После создания экономического союза двух республик таможенные барьеры между ними упразднены. Правда, если, опять-таки, по закону - это ничуть не облегчает долю россиянина, покупающего иномарку. Разницу в таможенных платежах (а она весьма прилична) ему придется доплатить у себя на родине. А белорусы, которые по своим расценкам растаможили автомобиль по дешевке, не имеют права продавать его целых два года. Но... Закон законом, а бизнес бизнесом. Видимо, услуги белорусских таможенников стоят меньше, чем российских, поэтому "сотрудничество" с братской республикой процветает. Молодые люди, разумеется, не стали раскрывать секретов своего оригинального предпринимательства, но заверили, что денег им хватает: и белорусы довольны, и в Олимпийской деревне не обижены. Результаты эксперимента убедили: наш народ никакими ввозными пошлинами и акцизами не задавишь. Найдут пути и обойдут все преграды. И покупатели иномарок будут рады, и предприимчивые ребята при деле, да и таможенники, подозреваю, не в убытке. Конечно, в бюджет деньги не поступят, но кто жу нас думает об общественном благе! Может те. кто повышает таможенные платежи? Вот уж в чем сомневаюсь в первую очередь... Юрий ЮРЬЕВЗакон - он чем хорош? Тем, что он - Закон. И хоть говорят, "...что дышло" или что для кого-то "не писан", все равно понимают: без него - никуда. Без него - беззаконие. Ведь что-то обязательно должно определять: как можно и как нельзя, каков порядок.ра до ранней большой пенсии, переезжать в теплые края. Увы, "домик" оказался теперь у многих за границей, и встала проблема переезда в Россию. Но постановление... Оно же противоречит логике ив том, что касается иномарок (речь идет о льготниках). По докуЭто настолько очевидно, что, кажется, нет предмета для разговора. Нет? Оказывается, еще как есть! Потому что. как выяснилось, целая сфера государственной деятельности, причем имеющая серьезнейшее значение и для многих сограждан, у нас осталась без закона. В нашей стране нет таможенных правил! Что это означает? То, что работу таможенников регламентируют многочисленные постановления, указания. положения, приказы и дополнения к ним. Иногда они противоречат друг другу, иногда не договаривают что-то важное, иногда допускают возможность различных толкований. Примеров тому - сколько угодно. Скажем, путаница со странами СНГ. Ввозить оттуда иномарку можно, только растаможив ее по "полной программе". То есть, точно так же, как если бы она была ввезена из какой-нибудь Польши или Германии. Но в отличие от стран дальнего зарубежья, на ближнее не распространяются льготы. Если владелец иномарки в течение полугода безвыездно прожил в той же Германии, он может растаможить свой автомобиль, как представитель льготной категории. Если же он жил в Киргизии или, скажем, на Украине - пусть ни на какие поблажки не рассчитывает. Почему? Единое таможенное пространство с Белоруссией - тоже вопрос. Теоретически, если оно единое, можно растаможить автомобиль в братской республике. Тем более, что это намного дешевле, чем в России. Но - нет. Даже если оформить документы, заплатив совокупный таможенный платеж в Белоруссии. здесь потребуют доплатить разницу. Где логика? Еще беда с переселенцами. Раньше они могли ввезти свои машины беспошлинно, но без права отчуждения на два года. Потом, по словам таможенников, этим начали злоупотреблять все кому не лень. И уже знаменитое Постановление № 808 ограничило круг льготников вынужденными переселенцами. то есть беженцами (у них должна быть на то справка). Все бы ничего, если то самое Постановление № 808 (оно как раз и знаменито своими несуразицами) не ввело бы единый таможенный платеж для всех автомобилей российского производства: 1 ЭКЮ за 1 см 3 . Теперь благодаря этому "мудрому" решению переезжающий с Украины в Россию человек должен платить за ввоз своей старенькой "шестерки" 1600 ЭКЮ ($1920!). В особо неприятном положении оказались северяне: ведь во времена Союза было обычным делом, работая где-нибудь за Полярным Кругом, покупать домик в благодатной Малороссии. Туда же отправлять и приобретенную машину. а потом, доработав в суровых условиях Севементу. единая ставка таможенного платежа - 0,3 ЭКЮ за "кубик" распространяется на автомобили с двигателем не больше 1599 см 3 , независимо от их возраста. За остальные же нужно платить по полной программе. И даже за очень подержанную иномарку. если ее объем двигателя превышает 1599 см3. Получается, что для льготных категорий десятилетний автомобиль дороже нового! Но это - по Постановлению. На практике же и на машину с большим объемом двигателя, если она старая, распространяются льготы. Об этом сообщили... в ГТК России. Там же сообщили и еще об одном удивительном факте: многие спорные вопросы решают на местах... по своему усмотрению. Скажем, с ценой иномарки. Существует каталог, который определяет таможенную стоимость той или иной модели. Но ведь машина может быть в лучшем или худшем состоянии, с большим или меньшим пробегом. Нельзя же всех под одну гребенку! Да, в установлении таможенной стоимости есть "вилка". Причем разная для разных инстанций. Например, таможенный отдел имеет право снизить, по сравнению с каталогом, стоимость вашей иномарки на 500 долларов, а таможенное управление - уже на 1000. Но вот как добиться того, чтобы они это сделали. - вопрос. Отвечают на него всяк по своему усмотрению и утверждают, что есть способы "договориться". На одной из пресс-конференций заместитель председателя ГТК РФ уверял, что если купчая заверена в российском консульстве той страны, где приобретен автомобиль, она - документ для таможенников. И цена машины будет определяться не по каталогу, а по этой купчей. Многие издания тут же эти слова опубликовали. А потом пошли звонки разгневанных граждан: на их таможне о таком порядке и знать не знают. Что самое интересное, не знают ив ГТК России. Говорят: может быть и есть, но надо знать, в каком именно приказе, иначе в ворохе документов ничего не найдешь. Может, зампред комитета ошибся' Да нет. выясняется, что кое-где купчая. заверенная в консульстве, "работает". И такой путаницы, неразберихи в деятельности таможни полным полно. Главное, создается впечатление, что это кое-кому очень выгодно: любители половить рыбку в мутной воде получают хороший доход. Поймать же их за руку непросто - всегда могут ускользнуть в законодательную брешь. А Таможенные правила, разработанные ГТК РФ, продолжают ждать утверждения. Пока-безрезультатно. Елена ВАРШАВСКАЯЗА РУЛЕМ 279797