104
.дащадшш"ТАВРИЯ" НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХСвежий взгляд специалиста на автомобиль, с начала выпуска которого прошло десять лет, в равной мере представит интерес для тех, кто недавно стал владельцем ЗАЗ-1102 и кто только собирается его приобретать. Недавно (ЗР, 1996, № 12) Антон УТКИН рассказал о том, как он покупал 'Таврию". Сегодня речь о подготовке ее к эксплуатации. в этом узле, "надежно" обеспечивая неразъемность соединения. Зато очень понравилось, как соединены части выпускной системы. Привычные по другим маркам стыки "труба в трубе" здесь уступили место легкоразборным фланцевым разъемам. Что по-настоящему порадовало, так это кузов. Да, это уже не "Таврия" конца 80-х, у которой рыжели коррозией неокрашенные участки труднодоступных поверхностей. Теперь сразу "чувствуется" фирменное окрасочное оборудование. Днище покрыто эластичным пластизолем, так что наносить поверх битумные мастики не только излишне, но и просто вредно. По качеству обработки, окраски и защиты кузова современная "Таврия", пожалуй, опережает "Москвич-2141" и "жигупи", хотя несколько уступает "самарам". Поэтому я ограничился только обработкой пола в салоне, просверлив в нем отверстия для слива воды и нанеся эпоксидную (с каучуком) мастику. Скрытые полости уже на заводе обработаны "Тектилом", но и дополнительная обработка "на совесть" не помешает. Про то, что войлочные коврики с пола, жадно впитывающие воду, я сразу выбросил, даже неудобно говорить - это стало таким же обычным делом у автомобилистов, как, скажем, удаление жестяных экранов с наконечников свечей. Остапьные работы по кузову были традиционны. Снаружи - обработка американским полиролем, в арки колес - пластиковые подкрылки, на пол - линолеум и резиновые коврики-корытца (подошли от "сорок первого"). От него же заимствована идея резиновых клапанов, закрывающих проемы моторного отсека в местах выхода рулевых тяг. Клапаны я вырезал из камеры от грузовика и закрепил саморезами с шайбами. Еще один бич владельцев первых "таврий" - украинские резинотехнические изделия - также успешно изживается на машинах середины 90-х. Если прежде на только что выпущенных "тавриях" все шпанги были покрыты сетью трещин, то теперь почти вся резина такая же, как и на российской технике.Тщательный осмотр приобретенной машины сюрпризов не преподнес. Многолетний опыт выработал терпимое отношение к огрехам советской сборки. Вот и сейчас, намечая план предстоящих работ, ловишь себя на почти дружелюбных мыслях о сборщике, который не поставил "гроверы" под гайки или болт не затянул. А шайб этих у меня в гараже достаточно, сам поставлю. Взгляд переходит с детали на деталь, а карандаш бегает по бумаге, составляя длинный список того, что предстоит сделать. Сильно огорчил крепеж с мелкими резьбами М8х1 и М10х1, которые легко срываются при ремонте. От него отказываются даже на ГАЗе, а вот в Запорожье и Мелитополе, похоже, все, как было. Поэтому владельцам "таврий" придется беречь крепежные детали как зеницу ока и коллекционировать болты и гайки с мелкой резьбой - повреждение или потеря одной такой детальки подчас превращается в проблему. А вековая мечта автомобилистов, чтобы крепеж на конвейере смазывали, судя по всему, продолжает оставаться мечтой. Так и закручивают на заводе "посуху". Конечно, хороший хозяин перенесет противный визг отворачиваемого болта только один раз, потом он его смажет "Мовилем" или "графиткой", но ведь болтов в машине много... Часть резьбовых соединений требует немедленного вмешательства. Прежде всего, это скрытые, приваренные в полостях кузова гайки. Удобство такого технического решения сходит на нет года через два-три, когда гайка, сросшаяся из-за коррозии с болтом, провернется в кузове. Вот почему все болты, завернутые в такие гайки, я вывернул и, окунув в "Мовиль". поставил на место. Те же, к которым есть доступ через специальное окно, дополнительно замазал пластили104 ЗА РЛМ 2/97 УЕном, Только обработав таким образом все точки крепления поперечины моторного отсека, рулевого механизма и бензобака, можно быть уверенным, что без проблем снимешь эти детали даже спустя много лет. Т акжесоветую сразу заменить стальные гайки крепления приемной трубы глушителя на "жигулевские" латунные. Даже на новой машине одна-две гайки будут слегка "прихвачены" к шпилькам - как-никак, а градусов до 800 они уже успели прогреться. Поэтому отворачивать их надо осторожно, применяя спецжидкость типа "УнисмьГ или WD-40. Запорожский завод, пожалуй, единственный, который экономил латуньУсиление упора троса сцепления: 1 - кронштейн педалей; 2 - трос сцепления; 3 - косынки; 4 - кузов.