118
119
йоимиОламиППРЫСК НА "ЭСКОРТЕ" U И "ФИЕСТЕ"Действительно, один лишь список элементов данной системы впрыска может повергнуть в уныние того, кто, столкнувшись с проблемой, скажем, неравномерных оборотов холостого хода, затеял ремонт своего автомобиля. Ведь, помимо собственно инжектора и электронного блока управления (для краткости будем называть его ЭБУ), элементами системы являются (наберитесь терпения): датчик (потенциометр) положения дроссельной заслонки; регулятор давления топлива; электромотор (!) режима холостого хода; датчики температуры воздуха и охлаждающей жидкости; датчик давления воздуха во впускном коллекторе; датчик ки ­ слорода в выхлопной трубе; датчик угла поворота коленчатого вала; балластное со ­ противление и управляющий электромагнитный клапан в цепи инжектора; блок управления зажиганием (EDIS-блок, который не следует путать с ЭБУ!); переключатель октан-корректора (на случай применения более дешевого бензина); инерционный датчик, отключающий подачу топлива при столкновении... Вы думаете, это все? Если на машине установлен каталитический нейтрализатор, непременно предусмотрено еще и устройство, которое... "обманывает" его. подавая в выхлопную трубу чистый воздух. Тем самым удается отключить сигнал нейтрализатора на ЭБУ о переобогащении смеси во время пуска и прогрева двигателя. А теперь о том, чего в системе нет. Не ищите на панели приборов контрольную лампу (типа check engine), которая просигнализирует вам о какой-либо неисправности и даст возможность "прочесть" ее код. Все коды фиксируются в памяти электронного блока: при этом текущие неисправности накапливаются в основном регистре памяти ("входом" в который является разъем диагностики), а те дефекты, которые возникают периодически, "заносятся" в дополнительный регистр - так называемый КАМ (от английских слов keep alive memory). "Прочтя" оба регистра памяти, механикдиагност получит достаточно полное представление о техническом состоянии данной машины. Вот только "прочтение" это возможно с помощью специального "фордовского" тестера, который, конечно же, есть далеко не у каждого владельца таких машин. Впрочем, как показывает практика, методы "тыка" и "тотальной замены" узлов и датчиков - не единственно доступные методы для рядового автомобилиста. Итак, разберемся прежде всего, что мы чиним в нашем конкретном "Форде". Отно118 ЗА РУЛЕМ 2/97 Рис. 4. РегулировкаАвтомобили "Форд-Эскорт" ("Орион") и "Форд-Фиеста", оборудованные электронной системой управления двигателем EEC-IV КАМ (или СП) с одноточечным впрыском топлива, выпускались с 1989 ("Эскорт" - с 1990-го) по 1995 год. К сожалению, эта система впрыска не заслужила особой любви автомобилистов - ее считали довольно громоздкой и капризной. Как разобраться в ней? Слово - инженеру Константину ГРИНБЕРГУ.сительно часто владельцы жалуются на вявы ни разу не снимали инжектор (рис. 1) для лую динамику довольно мощной машины очистки! Наверняка он почти наглухо забит (речь идет о двигателях F6B, F6D, F6E, F6F отложениями и активно обедняет смесь. 3 с рабочим объемом 1400 см и мощностью Предупреждаем, что очистка инжектора в 71-73 л. с ) . Стоит ли удивляться этому, ведь промывочной ванне, а тем более добавление в бензин "очищающих" препаратов не дадут такого результата, как ультразвук. Иногда причиной ппохой работы двигателя становится датчик давления воздуха во впускном коллекторе (рис. 2). Он соединен с коллектором резиновой трубкой и работает по принципу вакуумметра. Об отсоединении или разрыве трубки не приходится и говорить, но иногда она внешне цела, а изнутри забита масляными отложениями или просто расслоилась. Если есть возможность, проверьте разрежение в трубке "независимым" вакуумметром - оно должно быть (на холостом ходу) 0,6-0,7 кгс/см2. Обратите внимание. есть ли надежный контакт датчика с "массой". Точно так же следует проверить состояние воздушного фильтра и чистоту воздуховода. Поврежденные трубы и уплотнения лучше заменить. Система зажигания на этих моделях не имеет традиционной крышки трамблера и "бегунка" - провода от катушки зажигания идут непосредственно к свечам. Однако грязь в глубоких выемках под свечи вполне может вызвать утечку высокого напряжения и, как следствие, перебои в работе двигателя. К подобному может привести и попадание масла на наконечники свечей - к сожалению, течь масла через прокладку клапанной крышки на "фордах" не такая уж редкость. Если вызывает сомнения работа датчика, отслеживающего угол поворота коленвала, его нетрудно снять - как правило, бывает достаточно очистить датчик от продуктов износа ведомого диска сцепления.Рис. 1. Общий вид инжектора.Рис. 2. Датчик давления воздуха во впускном коллекторе (MAP - сенсор).Рис. 3. Датчик (потенциометр) положения дроссельной заслонки.оборотов холостого хода.Рис 5. Общий вид датчика кислорода в выхлопных газах. GOHMHG оимишамиСлучается, что двигатель достаточно приемист, однако "капризничает" при резком нажатии педали газа, особенно после движения накатом. В этом может быть виноват датчик (потенциометр) дросселя (рис. 3), подающий "не то" напряжение на электромотор холостого хода. Датчик не имеет регулировки, поэтому приходится импровизировать, подгибая его контактный рычажок, пока вопьтметр, подключенный к выходным контактам, не покажет 0,5-0,7 В. На практике выходное напряжение составляет, как правило, 1 В или даже больше. Это существенно отражается на работе электромотора холостого хода. Настройку узла проводите, только сняв детали с автомобиля, а для проверки устанавливайте их вновь. Только методом последовательного приближения можно достичь приемлемого результата. Чтобы плунжер электромотора находился во втянутом положении, следует включить зажигание, рукой открыть дроссельную заслонку и, надавив пальцем на плунжер, полностью утопить его в корпусе, поспе чего отсоединить разъем питания электромотора. Этим мы обеспечим упор заслонки в ограничитель. Обороты холостого хода можно подрегулировать специальным винтом (с внутренним шестигранником или шлицом под отвертку), распопоженным на корпусе дроссельной заслонки (рис. 4). Собственно, этот винт является ограничителем хода дросселя. Частота вращения должна стабилизироваться примерно на 825 об/мин. Проверка проста: нажмите на газ и отпустите педаль если плунжер электромотора полностью втянулся и двигатель не заглох, значит, все в порядке. Из общих рекомендаций по эксплуатации "впрысковых" автомобилей известно, что питание электронного блока управления не следует прерывать, чтобы не "стерлась" информация в его "памяти". На рассматриваемых "фордах" подобную "память" имеет и электромотор холостого хода. Отключая его при регулировках, мы заставляем прибор "забыть" обороты холостого хода. Чтобы восстановить "память", спедует после подключения электромотора пустить двигатель, прогреть его до рабочей температуры (минимум три минуты) и прокатиться по окрестным улицам. После этого мотор "запомнит" новую установку холостых оборотов. Мы уже упоминали о том, что данные модели "фордов" не имеют на панели приборов специальной контрольной лампы, которая загоралась бы в случае неисправности системы впрыска. При этом "самоконтроль" у системы есть, и при необходимости она "сбрасывается" на так называемый "код 60", иначе говоря, начинает работать по обходному пути. В этом случае двигатель заметно снижает мощность, как бы предупреждая водителя о том, что пора побывать на сервисе. Подключив "фордовский" тестер, мастер без труда обнаружит "код 60", рядовому же владельцу о причине падения мощности придется лишь догадываться. Один из признаков "кода 60" - отсутствие опережения зажигания, которое можно выявить, применив стробоскоп: при увеличении оборотов метки не расходятся. К сожалению (или к счастью), на этих машинах регулировка угла опережения не предусмотрена, так что придется продолжить поиск неисправности.16 40 60Снижение мощности может быть вызвано недостаточной подачей топлива. Включаем в топливную магистраль манометр и измеряем давление, которое должно быть около 1,1 кгс/см2. Возможность регулировки состава смеси также отсутствует, однако слегка поднять давпение в топливной магистрали (до 1,2-1,3 кгс/см2) подчас не помешает. Для чего?щ.питание блока памяти КАМ (+12 В от аккумулятора) +12 В от выключателя зажигания +12 В от аккумулятора58 59 35 2141 18 56 36 20 к датчику кислорода-пгЭ&-«-сигнал от датчика-распределителя питание датчика-распределителя +12 В от выключателя зажигания к катушке зажиганияЭБУEEC-IV-LЛ.26 464547 7ю иЖ251229 4930 3 24 23Fг-'—»-о—4 питание датчика кислорода (+12 В от главного реле)—« —1от выключателя режима холостого хода14 15 JC—И48 17Схема основных электрических соединений системы впрыска 'Форд EEC-IV КАМ": 1 - главное реле электронного блока управления; 2 - датчик скорости автомобиля; 3 - цепь питания топливного насоса; 4 - балластное сопротивление: 5 - инжектор; 6 - электромагнитный клапан; 7 - электромотор холостого хода; 8 - блок зажигания (EDIS-блок); 9 - датчик давления воздуха во впускном коллекторе; 10 - датчик (потенциометр) дроссельной заслонки: 11 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 12 - датчик температуры всасываемого воздуха; 13 - датчик кислорода в выхлопных газах; 14 - сервисный разъем; 15 - разъем диагностики. ЗА РУЛЕМ 297 119