122
Aвтолюбителейсистемы - оно туда попадало из масляного тумана, заполняющего пространство под крышкой головки. Это заметно упрощало монтаж. Однако отсутствие протока масла привело к тому, что гидрокомпенсаторы на больших оборотах стали работать как амортизаторы, и от этой идеи пришлось отказаться. Последняя модернизация - усовершенствование системы, подводящей масло к паре. Если прежде ее надо было собирать на двигателе из многих деталей, используя уплотняющие кольца, то теперь они заменены единой рампой. Ее штуцера из прочной термостойкой пластмассы легко, без уплотняющих колец, соединяются с пластинами (из той же пластмассы), в которых заделаны стальные кольца для плунжерной пары. Такое решение позволяет устанавливать пластины и на разновысокие бобышки, которые нередко встречаются на двигателях последних лет выпуска. Кроме того, система быстро и легко собирается и разбирается, причем делать это можно неоднократно. Благодаря более надежным соединениям исключены утечки масла. Это позволило увеличить зазор между плунжером и втулкой, который раньше приходилось выдерживать в пределах нескольких сотых долей миллиметра. Теперь их поверхности допускается даже очищать мелкой шкуркой, если со временем это понадобится. Другой давний вопрос автомобилистов, заинтересовавшихся гидрокомпенсаторами: трудно ли их монтировать своими силами? Сказать, что просто - нельзя. Механики и опытные автовладельцы успешно справлялись ис прежней конструкцией, а новую монтировать легче. Основное препятствие встречающиеся иногда в головке блока большие отклонения от номинальных размеров в резьбе под регулировочные болты ив высоте бобышек, на которые устанавливают пластины. Из-за этого приходится подгонять и подбирать детали, кое-что регулировать. Впрочем, изготовитель сопровождает комплект деталей подробной инструкцией, один пункт которой, на наш взгляд, особенно важен: детали плунжерных пар невзаимозаменяемы и путать их при установке или разборке механизма недопустимо. Предыдущая конструкция напоминала о своем присутствии непродолжительным стуком после пуска холодного двигателя, новая - никак о себе не дает знать. Двигатель редакционной "Нивы" после установки гидрокомпенсаторов работает ровнее и тише, чем прежде, и никаких претензий к механизму пока не возникло. Кстати, он не столь чувствителен к качеству моторного масла, как его предшественник, а также подобные системы на двигателях иномарок. Однако это не означает, что о регулярной замене масла можно забыть.ixjra v Б.БОЛЬШИЕ КОЛЕСА и "САМАРЫ" И "ДЕСЯТКИ"В магазинах и на рынках появились 14-дюймовые диски для переднеприводных машин ВАЗа. Осторожные присматриваются, смелые уже "молотят" дорогу большими колесами. Так ли уж необходимы "Самаре" колеса увеличенного размера, как они влияют на поведение автомобиля? На эти и другие вопросы отвечают инженеры отдела специальных испытаний Генерального департамента развития ВАЗа Сергей МИШИН и Сергей МОХНАТКИН.Четырнадцатидюймовые диски и шины первыми стали применять, конечно же, автоспортсмены. Из этого "ружья" они убили сразу двух зайцев. Во-первых, при таких колесах удалось разместить более эффективные тормоза (большие вентилируемые диски, цилиндры увеличенногонами уменьшится дорожный просвет, что для раллийных, ипподромных и кроссовых машин вовсе не желательно. Эти проблемы в не меньшей степени интересовали конструкторов и обычных, серийных автомобилей. Вспомним, что работу над тормозами простых "самар" иБольшие диски (а - 1 4 " и б -15") на "десятке" смотрятся лучше, чем маленькие штатные 13" (в).D122ЗА РУЛЕМ 3/97диаметра и т. д.). Во-вторых, на такие диски без ущерба для динамики можно ставить низкопрофильные шины, которые к тому же улучшают управляемость и устойчивость автомобиля. Его меньше уводит в сторону при боковой нагрузке - шина несильно "подламывается". Поэтому в поворотах машина крепко цепляется за дорогу. Если такие шины надевать на 13дюймовые диски, требуется менять передаточные числа в коробке или главную пару, иначе можно попросту "перекрутить" мотор - превысить допустимые максимальные обороты. К тому же на 13-дюймовых колесах с низкопрофильными ши-спортивных вели одновременно. Теперь и на автомобилях "десятого" семейства (хэтчбек ВАЗ-2112, универсал ВАЗ-21113, седан ВАЗ-21103) с мощным 16-клапанным мотором, который прибавит машине и резвости, и скорости, стоят весьма эффективные тормоза и, разумеется, 14-дюймовые колеса. Вероятно, это решение в будущем появится и на "самарах", ведь многих темпераментных автолюбителей современные тормоза "восьмерок" и "девяток" не удовлетворяют. Как подсказывает наш опыт, самый подходящий размер шин для "самар" на 14-дюймовых дисках - 175/65R14. Стати-