Газ как топливо привлекает автомобилистов, и не только в нашей стране. Не случайно такая именитая фирма, как БМВ, приступила к выпуску автомобилей, работающих на природном сжатом газе (ЗР, 1996, № 8). Делает такие машины и "Мерседес-Бенц". Немцы, конечно же, рассчитывают на спрос - пусть небольшой, но устойчивый. И в других странах Европы интересуются газовыми машинами, например во Франции. Там для работы на сжиженном нефтяном газе приспособили нашу "Ниву". И хотя на российский рынок этот автомобиль пока может попасть только как реэкспортный, рассказ нашего корреспондента Сергея МИШИНА о своем кратком знакомстве со "всеядным" ВАЗ-21214 будет интересен многим автомобилистам. Напомню: ВАЗ-21214 - это "Нива" с системой центрального впрыска топлива, каталитическим нейтрализатором, то есть автомобиль, удовлетворяющий на сегодня требованиям экологии. И вот на него ставят еще и газовую аппаратуру - казалось бы, зачем она во Франции? Затем, что это выгодно - и государству, радеющему за чистый воздух (газ позволяет заметно понизить токсичность отработавших газов), и владельцам, которым оказывают не только мо44 ЗРЛМ 39 А УЕ /7ни шральную, но и весомую материальную поддержку (газ дешевле, налоги на машину меньше). За более полной информацией отсылаю к статье "Газ в моторах" (ЗР, 1996, № 10), а теперь попытаюсь сравнить две "Нивы" - бензиновую и газовую, тем более что качества обеих оказались воплощены в этой "французской" машине. Компоновка и конструкция. Чтобы бензиновую машину превратить в газовую и наоборот, а также заставить ее работать на смеси двух топлив, достаточно щелкнуть тумблером у рулевой колонки. Но так просто этот переход выглядит только внешне. Ведь к одной системе питания здесь добавили вторую - итальянскую газобаллонную аппаратуру (ГБА) фирмы GPL. Не раз приходилось слышать такое мнение о газовой аппаратуре: хорошая, должно быть, штука, да вот баллон очень много места занимает - на свой автомобиль я бы не поставил. Действительно, баллон обычно размещают в багажнике, сокращая полезный объем. Конечно, мало кого привлекла бы перспектива расстаться с маленьким "нивовским" багажником, пусть даже во благо экологии. Тем удачнее сумели расположить на "французской" машине 60-литровый баллон. Место ему нашлось под полом кузова в задней части там, где раньше неоправданно просторно чувствовал себя основной глушитель. Последнему пришлось развернуться вдоль автомобиля перед задней осью и встать параллельно дополнительному глушителю. Теперь система выпуска выглядит прямотаки лабиринтом, но ведь не нам по ней бродить! Главная цель - сохранить багажник в первозданном виде - достигнута. Для безопасности газовый баллон закрыли снизу защитным листом. Газ подается (если "разрешает" запорНа заднем крыле - едва ли не единственное внешнее отличие газовой "Нивы" - заправочная горловина.7