58
59
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОНЩИКПОТАПОВ"Ну что ж, начнем", - сказал он и расположился напротив, как будто всю жизнь только и давал интервью. Передо мной - Александр Потапов. гонщик с 20-летним стажем. Анкетные данные - 41 год, женат, двое детей, высшее образование. Первый свой спортивный автомобиль - багги построил, когда еще учился в Московском автомеханическом (МАМИ). Прямо из института по распределению направили в спортбюро АЗЛК. Считает, что ему невероятно повезло: "Все равно, как попасть в отряд космонавтов!" Там проработал без малого двадцать лет. По записям в трудовой книжке невозможно определить его истинную профессию. Все это время занимался в основном двумя вещами готовил спортивную технику и выступал на ней в различных соревнованиях. На АЗЛК начал с гоночной формулы и зарплаты в 115 рублей, но довольно быстро втянулся в ралли и "изменял" ему разве что с зимними ипподромными гонками. Последние два года выступал за профессиональную частную команду "Александров-ралли", дважды став чемпионом России. "И обеспечив себе место в Листе приоритета ФИА", - подчеркивает он. Да, дополнение немаловажное. Лист приоритета Международной автомобильной федерации - официальный, ежегодно обновляемый список сильнейших раллистов мира, в том числе национальных чемпионов. Если в нем значится твоя фамилия, в любом международном ралли получишь престижный стартовый номер, как правило. от " 1 " до "10". Путь к этому проходил через сотни гонок, десятки побед, о каждой Потапов может рассказать целую историю. Но меня интересует другое. - Есть ли разница между работой гонщика в спортбюро АЗЛК и частной команде? - Безусловно. В "Александровралли" гораздо тяжелее. Здесь все работает на результат, требуется полная отдача, человек выжимается полностью. В заводской команде ты можешь выступить чуть лучше, чуть хуже, занять не первое, а второе место, даже третье. Ну, немного пожурят... Здесь все намного жестче. 58 ЗА РУЛЕМ 347 По результатам каждой гонки с тобой могут расстаться - ореол былых побед никого не интересует. - В чем заключаются обязанности гонщика команды "Александров-ралли"? - Прежде всего - что такое профессиональная команда? Это коллектив, в котором каждый делает свое дело - очень старательно и очень тщательно. Это касается не только гонщика и штурмана, но и механиков, инженера, координатора. Сбой в любом элементе этой системы приведет к отрицательному результату, а он недопустим. В ходе гонки я просто еду. Сажусь в машину, концентрируюсь и еду, расходуя силы так, что на финише абсолютно, на сто процентов опустошен физически и энергетически. От других проблем - какого-то ремонта, где поставить технички - я практически изолирован. В первые дни после гонки я нередко заболеваю - организм настолько ослаблен, что не сопротивляется инфекции. Насморки... - А в перерывах между гонками? - В первую очередь, поддерживаю спортивную форму - два раза в неделю обязательно бассейн, один раз теннис. Иногда добавляются какие-то специальные упражнения. Так было, когда я пересел с заводского "Москвича" на "Субару-Легаси" - значительно более мощную и быструю машину. Обнаружил. что на многих скоростных участках ралли рулить приходится одной рукой - другая постоянно на рычаге переключения передач. Как следствие, левая рука уставала, начинала болеть, и мне пришлось укрепить определенную группу мышц. В межсезонье - большой объем ездовых тренировок в Москве и ее окрестностях. Дополнительно тренируюсь, если, скажем, после грунтовой гонки готовлюсь к асфальтовой. Кроме того, координирую работу механиков. - Если не секрет, сколько платят гонщику команды "Александров-ралли"? - Это не секрет, но я не хочу называть какие-то цифры. Отвечу так: моя личная машина - "Москвич2141". Купить другую финансовые возможности не позволяют. Впрочем, она меня вполне устраивает. - Насколько я понял, мастер спорта международного класса утверждает: "Москвич-2141" - в принципе, хорошая машина... - Для тех задач, которые я ставлю перед личным автомобилем отвезти семью на дачу, виндсерфер на озеро,- это лучший автомобиль. Никаких проблем, проходит по любым дорогам. Правда, если быть искренним, у меня "эксклюзивный" "Москвич". Но тем не менее... - А как, кстати, семья относится к вашей работе? Ведь профессия гонщика - это постоянные разъезды ив известной степени риск. - Семья относится хорошо, потому что с самого начала, а женился я рано, в двадцать лет. это воспринималось как мой рок, моя суть. Мудрой женщиной оказалась моя жена: она поняла, что мужчине нужно делать дело. дело, которым он увлечен, которое его греет. И дети у меня две девочки - росли в этой атмосфере, зная, что папа занимается таким делом. Никакой фанатичной любви или, напротив, неприязни к автогонкам. - И все спокойно относятся к тому, что папа опять куда-то уехал на две недели... - Нет, конечно, они грустят, ждут, интересуются, радуются, когда первое место, успокаивают, когда проигрыш... Вообще для меня семья - то место, куда я прихожу, чтобы восстановиться. А семейный отдых - мое хобби. Летом все вместе едем на дачу, зимой - кататься на лыжах. После гонки всегда первым делом звоню домой - сообщить, что все нормально, все живыздоровы. - Не страшно ли ездить на современных раллийных машинах - в вашем случае на "Субару"? То и дело закрытые повороты, скорость-170... - Ну что значит "страшно"? В первый раз - когда пересаживаешься с "Москвича" на "Легаси" или с "Легаси" на еще более стремительную "Импрезу" - необычно. Может быть, жутковато. Надо преодолеть новый барьер скорости. Ты готовишься к этому, знаешь, что сейчас будет не по себе - начнешь видеть только небо и сужающуюся дорогу. перестанешь слышать голос штурмана. Но это только в самый первый момент. Потом привыкаешь, это становится обычным, и страха уже не возникает. Более того, хочется заглянуть еще и еще дальше. - И последний вопрос. Вам 41. Сколько еще времени вы отводите себе для занятий автоспортом? - Это интересный, конечно, вопрос. Считаю, что как гонщик я еще продолжаю расти. Первый звоночек прозвенит, когда рост прекратится, когда, предположим, я все еще буду показывать стабильные результаты, но уже без улучшения каких-то отдельных показателей. Здесь все очень индивидуально - зависит от того, в каком возрасте человек начал заниматься спортом, с какими энергетическими запасом и затратами. Пока у меня есть силы и желание ехать, бороться, "грызть" людей. Нет никаких там опасений или мыслей... Обнаружив, что мой диктофон выключен и беседа подошла к концу, Александр Потапов счел своим долгом напомнить: "А еще можно спросить, есть ли у меня в мировом ралли кумир". Через минуту я уже знал, что этот кумир - двукратный чемпион мира Карлос Сайнс, стиль езды которого отличает удивительно гармоничное сочетание риска и холодной расчетливости. Хотел бы сам Потапов стать чемпионом мира? Да, хотел бы, и даже знает, что для этого нужно сделать. Беседовал Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Андрея Клещева щ• СЕРГЕЙ АЛЯСОВ ЛУЧШИЙ ГОНЩИК РОССИИ ВБ!У ДАЧНАЯШУТКА , СА ШЯЛГНОТВА ЕЕ ДЙВ один прекрасный майский день 1968 года начальник отдела рекламы внешнеторгового объединения "Автоэкспорт" Деви Дарчиев перелистывал на досуге свежую английскую газету. И надо ж было такому случиться, что в это время к нему заглянул старый друг, руководитель Центрального автомотоклуба СССР Александр Ипатенко. Дарчиев ему и предложил в шутку: "Слушай-ка, а не принять ли вам участие? Тут грандиозный марафон затевается - Лондон-Сидней". "А что, давай", - тоже шутя, ответил Ипатенко, как будто речь шла о самом что ни на есть пустячном деле. Никто из них в этот момент и не подозревал, что невинный обмен дружескими подначками обернется большим проектом. Сначала, с подачи Ипатенко, поддержал эту идею директор АЗЛК Валентин Петрович Коломников. Потом руководство "Автоэкспорта" пообещало обеспечить валютой и уладить все проблемы с документами и выездом за границу. Казалось бы, все прекрасно, деньги будут, автомобили тоже, набрать команду - не проблема, почти все сильнейшие раллисты работают на АЗЛК. Что еще нужно для спокойной подготовки? Но тут начались сложности...Так решили более сорока отечественных журналистов, принявших участие в опросе, впервые проведенном журналом "АМС-Автомотоспорт". Раллиста из Тольятти, ставшего в минувшем сезоне третьим в Кубке Европы формулы 2, лучшим назвали десять человек. Столько же поставили его на второе место и двое - на третье. Среди тех, кто претендовал на пальму первенства, журналисты назвали 14 гонщиков. Однако ближе других к лауреату оказались чемпионы России по ралли Александр Потапов (3+13+4) и кольцевым гонкам в формуле 1600 Виктор Козанков (8+2+6). Любопытно, что всего в анкетах журналисты упомянули 24 фамилии спортсменов.А ТАКЖЕ: Две недели от Дакарадо Дакара. Р алли " М онте - К арло " на трассе формулы 1 . Ж ак Вильнев хочетбытькак все. "Индикар" лишают слова. З вездный сбор на ралли "Мороз".МОЖНО вычислитьВ последние годы техническую сторону формулы 1 окутывает все более плотный покров тайны. И наиболее скрытными конструкторы становятся, когда речь заходит о двигателе. Но запреты, сами понимаете, лишь разжигают любопытство, а потому, чем тщательнее оберегают свои тайны конструкторы, тем изощреннее становятся попытки проникнуть сквозь завесу секретности. Миланский инженер и журналист Энрико Бенцинг, давно освещающий чемпионат мира, - он был еще доверенным лицом Энцо Феррари - решил вычислить все технические параметры моторов Ф1 сезона96. При взгляде на результаты его исследований помрачнели лица многих инженеров формулы 1.лаголюгог,-змс59ЗА РУЛЕМ 197