110
йоимийлами"ГЧМАРА" ^ ГЛАЗАМИ МЕХАНИКАЧем больше парк переднеприводных машин, тем больше мы накапливаем опыта по их ремонту, а статистика неисправностей и поломок тех или иных узлов позволяет делать выводы об уровне конструкторских решений и их исполнении. Двигатель ВАЗ-2108 во многом прогрессивнее своего предшественника, сделанного по фиатовской лицензии конца 60-х годов. Во всяком случае, заменять какие-либо детали в моторах "самар" нам, ремонтникам, приходится гораздо реже, чем в "жигулевских". Однако не стоит переоценивать продуманность некоторых его технических решений, тем более качество изготовления отдельных деталей. Пример первый - болты крепления головки блока. По замыслу конструкторов, они должны быть затянуты всего один раз - при сборке мотора до предела текучести и не требовать подтяжки за весь срок службы мотора до капремонта. Но, как показывает практика, качество материала болтов нестабильно: не обладая достаточной упругостью, они со временем вытягиваются и плотность посадки головки блока ослабевает. В последние годы участились случаи обращения клиентов с пробитыми прокладками головки блока. Начинаешь отворачивать болты - момент порой не превышает 4 кгс-м, и это на машине с пробегом 5-10 тысяч километров! Вот почему мы никогда не следуем заводской инструкции, предписывающей затягивать болты в четыре приема с поворотом по 90" дважды, а всегда выполняем затяжку "классически" - динамометрическим ключом, в три приема с конечным моментом 11-12 кгс-м. Многолетние наблюдения за автомобилями наших постоянных клиентов показали полную надежность этого метода. Механизм газораспределения выше всяких похвал: регулировки зазоров он требует довольно редко. Стук из-под клапанной крышки, изредка встречающийся на "самарах", чаще всего вызван радиальным люфтом одного из толкателей в гнезде головки блока. От стука, возникающего при повышенных зазорах в приводе клапана, этот звук отличается тем, что его частота не связана с оборотами двигателя. При каком-либо постоянном режиме вращения коленвала он может появляться и исчезать, усиливаться и затухать. А поскольку устранить это явление практически невозможно, остается с ним смириться, тем более что для двигателя оно почти безвредно. На неухоженных "самарах", приходя110 ЗРЛМ 3/97 А УЕ Руководитель станции автосервиса Анатолий ВАИСМАН с очередным рассказом об обслуживании и ремонте автомобилей. щих к нам на обслуживание впервые, обращает на себя внимание очень фязный силовой агрегат. Виной тому - конструктивные особенности уплотнения клапанной крышки, горизонтальный датчик-распределитель и вывызвана деформацией его фланца после нескольких подтяжек крепежных гаек. Детали крепления и уплотнения здесь такие же, как на "жигулях", просто у "классики" на течь часто не обращают внимания - насос глубоко внизу. Выравниваем фланец бензонасоса.1Я1 1 ^Яп^UL соко расположенный бензонасос. С крышкой и "трамблером" проще - здесь помогает силиконовый герметик. Наносим один слой на привалочную плоскость головки блока, а другой - на выступающую из крышки прокладку и, дав препарату подсохнуть, соединяем детали. Течь масла из-под бензонасоса обычнош1 л-''ТаПростейший вариант ремонта - выровнять плоскость фланца, мы это делаем напильником, зажав насос в тисках, как показано на фото. Затем, проверив плоскостность привалочной поверхности (например, прикладывая к ней линейку штангенциркуля), тщательно промываем и продуваем насос, чтобы удалить опилки. Теперь, увеличив толщину пакета Узел экономайзера мощносгных режимов. прокладок, надо заново отрегулировать выступание толкателя - должно быть 0,8-1,3 мм от плоскости фланца бензонасоса. Если этого не сделать, резко снижается срок службы деталей насоса и привода. Кроме того, возросшее давление на выходе насоса иногда способствует повышенному расходу топлива. Про капризы карбюратора "Солекс" и его повышенную склонность к засорению уже сказано немало. Если не брать в расчет соответствие карбюраторов экологическим требованиям, то я, как практик, оценил бы три поколения приборов ДААЗ (по 10-балльной шкале) Гайки крепления фланца приемной трубы: слева нового образца, стальные омедненные; справа старого образца, латунные.