rolnUlvЖурнал продолжает изучать потребительский спрос на автомобильные товары (см. "Зимний спрос" - ЗР, 1997, № 1, 2). На сей раз Антону УТКИНУ пришлось из "родных стен" Торгового дома "За рулем" отправиться на шумное торжище рынка: очередной его репортаж посвящен шинам, спрос на которые весной испытывает всплеск.ИМ ^^МПочему именно в марте около мастерских шиномонтажа растут стопки выброшенных покрышек? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, из-за чего, вообще, выходит из строя современная шина - с металлокордом в брекере. Пробежав тысяч двадцать-тридцать, она не только утрачивает часть толщины протектора, но и получает множество невидимых повреждений: проколы, порезы, трещины, расслоения. Чем ниже качество изготовления шины и тяжелее условия ее эксплуатации (перегрузка, быстрая езда по плохой дороге), тем больше этих повреждений. Зимой шина почти постоянно работает в водяной среде - даже в сильный мороз снег под колесами плавится. Попадая в порезы и трещины, вода замерзает, надолго задерживается между слоями шины, вызывая коррозию и преждевременное разрушение стальных нитей корда. Процесс многократно ускоряется при езде в крупном городе, где дороги поливают растворами солей. Кроме того, зимой усиливается чисто механическое воздействие на стальной корд - тем быстрее происходит разрушение. Машина часто наезжает на наледи, а уж влететь с ходу в припорошенную снегом выбоину - обычное дело. Некоторым моделям металлокордных шин, например, МИ-16, МИ-180, бывает достаточно одной зимы, чтобы выйти из строя. Скажем, купленный весной новый "Москвич-21412", пробежавший 10-15 тысяч километров за лето и еще 8-10 тысяч зимой, уже в марте может потребовать замены двух передних колес. А в конце мая выяснится, что еще два "пошли винтом"... Свое исследование рынка шин я начал в Южном порту - крупнейшем в Москве центре торговли автомобильными товарами. Впрочем, первых респондентов я отловил еще в метро. По переходу на станции "Курская" человек тащил два баллона МИ16. Я к нему: - Что, прямиком из "Южки"? 76 ЗРЛМ 3/97 А УЕ- Точно, оттуда. - А почему московскую резину взяли? Неужели ярославской не было? - Да там есть все что угодно, просто мне пришлось брать именно МИ-16 (для моего "Жигуля" - они "родные"), чтобы все четыре колеса были одинаковые. Поставить "ярославку", конечно, хорошо бы нейлоновый корд ходит вдвое дольше. Но ведь четыре баллона - это сразу 700 тысяч. Поэтому пока поменяю только те два, из которых проволока полезла. Еще двое с шинами попались уже на "Кожуховской". Одному из них, купившему две 14-дюймовых М-200, я успел задать пару вопросов до прихода поезда: - Сразу видно, вы любитель красивых широких шин. Тогда почему бы не взять для вашего "Москвича" что-нибудь импортное? - К сожалению, слишком дорого. Эти я взял всегтЗ по 220 тысяч, а импортные такой же ширины - 185 мм, даже относительно доступные "Матадор" или "Кумхо", обошлись бы дороже на 400 тысяч за весь комплект. - Так вы берете четыре баллона - стоило приехать на машине и взять сразу все... - А зачем? В "Южке" сейчас парковка за деньги, и то надо ждать в очереди, чтобы заехать на стоянку. Я вот сегодня две покрышки взял, а в следующую субботу еще две куплю - спешить мне некуда, резина всегда есть. А по времени сюда что на машине, что на метро - одинаково. Южный порт встретил меня прямо-таки величественной панорамой Большого Рынка, открывшейся с баллюстрады стоящего на пригорке вестибюля метро. Сойдя вниз, на площадь, и оказавшись в гуще людского муравейника, я приступил к делу. Методичный обход всего торгового пространства. во время которого я записывал цены выставленных на продажу шин, занял часа два.Сопоставляя увиденное с тем, что было здесь год-два назад, убедился - многое изменилось к лучшему, в частности в торговле шинами. Я насчитал свыше десятка крупных "шинных" точек (правда, некоторые, судя по их расположению, ассортименту и ценам - явно дублеры, то есть принадлежат одному хозяину). Еще в прошлом году торговали шинами довольно хаотично (зачастую прямо с машин, в том числе "некондицией", а то и просто браком); теперь все упорядочено - шины продаются только в магазинах и на принадлежащих им лотках. Выпишут чек, дадут гарантию на полгода. Если после монтажа выявятся какие-нибудь дефекты (шину невозможно отбалансировать, появится "грыжа" при накачивании), то ее безоговорочно поменяют на новую. Завершил обход в БАМе (так прозвали еще в 70-е Большой автомобильный магазин в "Южке") и, устроившись там в тепле, разложил по полочкам полученные данные, чтобы понять, как зависит цена той или иной модели от места продажи. Как и ожидал, цены в магазинах капитальной постройки, в том числе в БАМе, заметно выше, чем в легких павильонах на рынке. Если не брать в расчет точки с явно завышенными ценами, где купит шину тот, кто очень торопится и не видит ничего вокруг, то обычный разброс цен - в пределах 15 процентов. На первый взгляд немного. Но, поскольку шины - товар довольно дорогой, общая сумма экономии (особенно если берете комплект из четырех шин) может составить не одну сотню тысяч. Лишний раз убедился, что "Южка" - это такое место, где покупать что-либо следует только после того, как обошел весь рынок. Бросается в глаза, что цены на шины в последнее время не только не растут, но, похоже, снижаются. Особенно это заметно в расположенном здесь же павильоне фирмы "Колесо", где мною зафиксированы наименьшие в "Южке" цены. Взглянув на шину МИ-180 (140 тыс. руб.), я вдруг вспомнил,•щ