117
118
GOHMHG ОИМИШВМИДвигатель останавливается на холостом ходу при повреждении его диафрагмы (ее нужно заменить) или при обрыве цепи обмотки электромагнита. Обрыв в цепи обмотки определяется по величине ее сопротивления, измеренного тестером. Показания тестера должны быть от 32 до 42 Ом. Если сопротивление цепи выше, попробуйте восстановить работоспособность электромагнитного клапана, развальцевав корпус и зачистив окисленные места или пропаяв ненадежные соединения. Если при проверке по схеме (см. рис. 2) выяснится, что при отключении провода от электропневмоклапана двигатель не останавливается, значит, велик износ запорных элементов электромагнитного клапана и пневмоклапана, которые требуют замены. Когда в пути появляются рывки автомобиля или двигатель глохнет на холостом ходу, нужно выключить зажигание, отключить от электропневмоклапана провод питания, заизолировать его, а затем соединить освободившийся вывод клапана дополнительным проводом с выводом"+" батареи. Если это не поможет, надо снять со штуцеров пневмок-УЧИТЕСЬ J "ТОПИТЬ ПЕЧКУ"Система отопления и вентиляции в современных автомобилях обеспечивает не только комфортные условия, но и безопасность движения, предохраняя стекла от обмерзания и запотевания. Между тем в холода нередко видишь, как водители "жигулей", а чаще "москвичей", разглядывают дорогу через полупрозрачные стекла. Страдают они из-за того, что не знают, как правильно распределить тепло в машине. Обозначения на рукоятках управления "Москвича-2141", например, малоинформативны, а в руководстве по эксплуатации автомобиля этой системе уделено недостаточно внимания. Восполняет пробел инженер Анатолий КАРКОВ.#3> лTJtЕПроблема вентиляции и отопления салона (или кабины) автомобиля не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь при минимальных габарите и энергоемкости отопительно-вентиляционная установка должна быть технологичной, надежной, недорогой в изготовлении, а главное - обеспечивать комфортную температуру и правильный воздухообмен в салоне (кабине).на решетку забора воздуха (между капотом и ветровым стеклом) или на входные круглые отверстия для воздуха - те, что по бокам корпуса вентилятора-отопителя. Это существенно ухудшит работу системы. Передвигайте рычаги управления за -ФХотя система вентиляции и отопления в "Москвиче-2141" одна из наиболее эффективных по сравнению с другими отечественными автомобилями, выполнив несколько несложных рекомендаций, вы Рис. 3. Схема подключения блока 502.3761: 1 - микровыключатель: 2 - электромагнитный клапан; сможете использовать ее в полной мере. 3 - блок. Выводы 2и5 надо соединить дополнительным Итак, первая рекомендация - не отпроводом. крывайте боковые стекла автомобиля далапана шланги и соединить их между собой. же летом, вплоть до температуры окружаЭкономайзер принудительного холостого хоющего воздуха 20-25°С. Регулируйте пода после этого окажется отключенным, что ступление забортного воздуха и его нагрев приводит к увеличению расхода топлива, но рычагами управления на панели приборов, а также ручкой для регулировки оборотов зато двигатель будет работать нормально. Если проверка покажет, что двигатель вентилятора. работает неустойчиво или перерасходует бенНа остановленном автомобиле или на зин из-за неисправности микровыключателя, движущемся со скоростью до 50 км/ч лучвначале надо убедиться, что рычаг ролика в ше пользоваться вентилятором, а при двинем перемещается без заеданий. Затем до- жении с большей скоростью и летом изи ­ биться нормальной работы двигателя, сдвигая мой вентилятор можно не включать. Замикропереключатель в овальных отверстиях крытые боковые стекла избавят вас от крепления, предварительно ослабив соответсквозняков в салоне и, главное, от неприствующие винты. Если это не поможет, микроятных запахов из багажного отсека (невыключатель нужно заменить. плотно закрытые канистры с бензином и При выходе из строя штатного электрондругая пахнущая поклажа). Не верите? ного блока ЭПХХ 1412.3733 его можно замеЭксперимент провести несложно. нить четырехклеммными электронными блоками 25.3761, устанавливаемыми на ВАЗ2104, 2105, 2107, 2121 и АЗЛК-2141, а также блоками 252.3761, которыми оснащены "Москвич-2140", ИЖ-412 и ИЖ-21251. Можно использовать и семиклеммный блок ЭПХХ 502.3761, который применяется в автомобилях АЗЛК-21412 с карбюратором типа "Озон". Его надо подключить по схеме, приведенной на рис. 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Не используйте для хранения инструмента, тряпок или банок (бутылок) ниши в боковых панелях багажного отделения, закрытые заслонками-решетками - за ними проходят вентиляционные каналы (фото 1). Некоторые "умельцы" пытаются избавиться от сухих листьев, тополиного пуха, насекомых, попадающих в систему вентиляции, установив защитную сетку с очень мелкими ячейками, капроновые чулки и т. п.•1. Не загораживайте решетки в багажнике - за ними вентиляционные каналы. 2. Снятые крышки корпуса и вентилятор. 3. Здесь, у ног переднего пассажира закреплены оболочки тросов, приводящих заслонки.ЗА РУЛЕМ 3/97117 (воимийламислонками холодного и горячего воздуха на панели приборов плавно и понемногу, чтобы эффективнее регулировать приток забортного воздуха и его температуру. Если за ­ слонки перемещаются самопроизвольно, можно увеличить трение между стенками корпуса и торцом заслонки подачи теплого воздуха, вращая гайки стяжного стержня. Он находится у ног водителя и пассажира. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Элементы панели под рычагами управления отопителем изготовлены из довольно хрупкой пластмассы, поэтому при большом сопротивлении в тросовом приводе или заедании заслонок, когда приходится прилагать большие усилия для их перемещения, они могут треснуть или расколоться. - для обдува ветрового и боковых стекол) и нижними воздуховодами - для подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров. Поступление воздуха в салон регулируйте, изменяя обороты электродвигателя вентилятора (он имеет три скорости вращения). На стоящем автомобиле используйте положения 2 или 3, на движущемся со скоростью более 50 км/ч - положения 1 или 0 (выключен). При высокой влажности воздуха стекла автомобиля, особенно после стоянки, как правило, запотевают. В этом случае рекомендуется верхний рычаг перевести в зону Б, включить вентилятор в положение 3и закрыть решетки двух фронтальных воздуховодов (в центре панели приборов), а решетки боковых направить на стекла дверей. Как Рис. 1. Схема подключения вентилятора для только они просохнут, переведите верхний работы после выключения зажигания: рычаг в зону В или Г. обеспечивая тем са1 - электродвигатель вентилятора; 2 - датчик мым оптимальную вентиляцию салона. включения электродвигателя; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - предохранитель; Весной и осенью при температуре ок5 - реле включения электродвигателя. ружающего воздуха от -2 до +5°С рычагами управления отопительно-вентиляционной установки нужно пользоваться следующим образом. После длительной стоянки, когда стекла запотевают или обмерзают, пустив двигатель, переместите верхний рычаг в зону А или Б, а нижний - в зону Д Рис. 2. Шкала под рычагами управления (вправо до упора). отопителем и вентиляцией. При отрицатепьной температуре воздуха и холодном двигателе нет ^Е*^И ^яяШШШ^мЖ НРЯ1 смысла сразу включать вентилятор на максиИ мальные обороты, так как забортный воздух не наваемая термосифонная циркуляция, благогревается, проходя через холодный радиадаря которой снижается вероятность перетор отопителя. В этом случае максимальный грева двигателя. Чтобы вентилятор в "Моск- эффект дает включение вентилятора в повиче-2141" работал таким образом, его наложение 1 или 2. до подсоединить по схеме на рис. 1. Когда двигатель прогрет до рабочей Владельцы предыдущих моделей "мотемпературы и оттаяла поверхность ветросквичей" 2140 и 412 могут увеличить прового стекла, нижний рычаг следует переизводительность штатного вентилятора местить в зону Б или Вв зависимости от отопителя, заменив его на вентилятор с температуры поступающего в салон нагрекрыльчаткой от автомобиля "Москвич- того воздуха, а верхний рычаг из зоны Б 2141". При этом не забудьте закрепить на передвинуть в зону В или Г, подбирая комзадней крышке радиатора отопителя дофортное (послойное) распределение хополнительный резистор, как в модели 2141. лодного воздуха в верхней части салона и При этой модернизации требуется лишь теплого внизу (у ног). одна из двух крыльчаток - с нужным наЗимой при прогреве автомобиля поряклоном лопастей. док управления заслонками такой же. Но в Рассмотрим теперь, как правильно зависимости от температуры окружающего пользоваться рычагами вентиляционно- воздуха, например, при легком морозе, поотопительной системы автомобиля "Москдачу горячего воздуха в салон надо увеливич-2141". Ход управляющих рычагов чить, то есть переместить нижний рычаг в разделим на зоны, обозначив их буквами: зону Г или Д. Если на улице очень холодно А, Б, В, Г иД (рис. 2). Когда оба рычага (-25-30°С), чтобы стекла не обмерзали, находятся в крайних положениях - в зонах верхний рычаг следует переместить из зоны А или Д, доступ забортному воздуху в сакомфортного распределения воздуха в полон закрыт. Перемещая верхний рычаг по ложение Б или А, а нижний - в зону Д. зонам Б, В иГи ориентируясь на символиВ заключение еще раз отметим, что при ку синей шкалы автомобиля, подбирайте исправной отопительно-вентиляционной уснеобходимое распределение забортного тановке эффективность ее действия зависит воздуха между верхними (как фронтальтолько от вас, так что научитесь правильно ными, так и вертикальным дефлекторами управлять ею. ная установка крана (на автомобилях с двигателями УЗАМ, где его нет), перекрывающего циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, не рекомендуется, так как это нарушает тепловой режим двигателя. Такой кран можно устанавливать только в том случае, если в двигателе применена модернизированная прокладка под головкой блока цилиндров. Летом при остановке автомобиля после интенсивного движения резко ухудшается теплообмен в двигателе из-за прекращения принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Поэтому электровентилятор радиатора системы охлаждения должен работать, пока температура жидкости не снизится до заданной. В это время идет так назы-12Вгг^i 86Т 87Но0Э85 I30 hИногда гайками стяжного стержня уменьшить сопротивление не удается. Причиной может быть износ направляющих пластин или поломка пружинфиксаторов в панели рычагов управления отопителем (демонтаж и монтаж ее подробно описан в "Руководстве по ремонту автомобиля "Москвич-2141". Издательство "Транспорт", 1991). Если на извилистой или неровной дороге слышен "писк" или "скрип", возникающий от трения крыльчаток вентилятора о корпус, надо снять верхнюю крышку его корпуса (фото 2) и убедиться, что опора электродвигателя (в частности, ее направляющие гребни) плотно, без перекосов входит в пазы корпуса и крышки. Случается, летом к ногам водителя и пассажиров поступает теплый или горячий воздух, хотя рычаг управления заслонкой отопителя находится в крайнем левом положении ("закрыто"). Это означает, что верхняя заслонка неплотно прилегает к стенке корпуса отопителя. Обратите внимание на исправность привода нижней заслонки и отсутствие люфтов в нем, а также на надежную фиксацию оболочек тросов на корпусе отопителя, проходящих около ног переднего пассажира (фото 3). Неплотное прилегание заслонки отопителя бывает следствием износа поролонового уплотнителя на ее верхней кромке. В этом случае уплотнитель нужно заменить, а при износе или короблении заслонки установить новую. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Самостоятель118 ЗА РУЛЕМ 3'97~Iв