Несмотря на таможенные преграды, поток иномарок по-прежнему не оскудевает, а к цивилизованному развитию авторынок все так же не стремится. Многие из тех, кто хочет купить подержанный автомобиль, устремляются в Белоруссию - там машины дешевле, но, бывает, сталкиваются потом с серьезными проблемами. С какими и как их избежать об этом наш сегодняшний разговор. Существует даже такой обывательский термин: "сделать Белоруссию". Увы, нередко это сопряжено с проблемами. Практика показывает: чуть ли не 70 процентов документов представляемых на регистрацию в ГАИ автомобилей, прибывших из Белоруссии, оказываются оформленными с грубейшими нарушениями. А что же покупатель? Он, говоря языком законоуложений, бывает добросовестным и недобросовестным. Первый - тот, кто покупает машину в полном соответствии с установленным порядком. Он, если с документами автомобиля что-то нечисто, становится лицом пострадавшим, и обвинять его в недобросовестности неправомерно. Другое дело, когда покупатель из России идет на заведомый подлог, заказывая и приобретая у сомнительных личностей белорусские документы. Добыть справкусчет (по-белорусски "даведка-рахунак") обычно не составляет труда. Подделывают, как правило, техпаспорт. От названия "техпаспорт" в России недавно отказались, хотя словечко это еще мелькает в обиходе. У нас есть два основных документа - паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации. Фиксируя полную историю автомобиля, ПТС может рассказать о многом: когда и где выдавался паспорт транспортного средства, как сменялись владельцы. Такой документ можно легко и детально проверить, поэтому подделка его осложнена. К сожалению, в Белоруссии до сих пор еще имеют хождение паспорта нескольких видов. Это, прежде всего, голубенький техпаспорт, незатейливая подделка которого на ксероксе или типографским способом изрядно всем на80 ЗРЛМ 4/97 А УЕскучила; техпаспорт розовый; еще есть картонная книжечка-техпаспорт двух видов - серая и голубая. Наконец, пластиковый техпаспорт, появившийся три года назад. В начале минувшего года Москву заполонили голубые техпаспорта со штампом Барановичского ГОВД. Их знал каждый га-лось, кажется, дело за малым: дождаться ответа на запрос, определить машину на постоянный учет и получить ПТС. Увы, ответа из Белоруссии приходится ждать бесконечно долго. И в свидетельстве о временной регистрации множатся и множатся штампы: "продлено до..." Пользоваться машиной в этот период, конечно, можно, ноишник и соответственно реагировал на них. Но ничего об этом "вирусе" не ведал потребитель. И покупали, покупали... Одни - машины с такими документами, другие - сами документы, чтобы легализовать собственный автомобиль. Наиболее защищенным из всех белорусских считается пластиковый техпаспорт. Однако не секрет, что сегодня активно действуют хорошо оснащенные подпольные синдикаты, которые приспособились подделывать уже и этот документ. Бывает, правда, что поддельщики перебарщивают, и то, что прочитывается только в ультрафиолетовых лучах, на их изделиях выглядит слишком сочно и ярко. Так или иначе, автомобили из Белоруссии подлежат обязательной регистрации в Российской ГАИ. Но как работать с таким букетом техпаспортов, по-разному заполненных и даже с разными печатями и штампами? Единственно приемлемым способом оказалась отправка почтой из Российской ГАИ в Белорусскую ДАИ (Державна автоинспекция Республики Беларусь) запроса по конкретному техпаспорту: действительно ли растаможена и снята с учета в Белоруссии именно эта машина? Между тем, автомобиль поставлен на временный учет в ГАИ, владелец получил российские документы и номера. Оста-отчуждению она не подлежит. И это не самое страшное. Хуже, когда и на временный учет автомобили не ставят. Столкнувшись с откровенной подделкой, ГАИ может (и должна) передать "самопальные" документы в ОВД, где они, скорее всего, будут вообще изъяты из обращения, и в лучшем случае герой окажется... в правовом вакууме, наедине с автомобилем (в худшем - машину изымут и отправят на стоянку). Иные экземпляры таким образом надолго, что называется, зависают в воздухе. Все это время автомобиль, что по-своему замечательно, вообще нигде не числится и эксплуатировать его нельзя. Нельзя даже на запчасти разобрать: ведь машина находится под следствием. Ситуация безвыходная. Другой "висяк" - когда ответ из Белоруссии все же приходит ив нем сообщается, что такая машина в республике никогда не числилась, на учете, естественно, не стояла и вообще непонятно, откуда взялась. Тогда материалы из ГАИ направляют для расследования в тот отдел внутренних дел, на территории которого находится отдел ГАИ, или же в ОВД по месту жительства владельца. Как правило, оперуполномоченный уголовного розыска, выяснив вместе с владельцем все обстоятельства дела, выносит одно из двух решений: возбуждать уго- * ловное дело по факту подделки документов или признать владельца добросовестным покупателем (это решение принимает суд) и поставить в истории точку. При благополучном исходе владелец отправляется в ГАИ, где его автомобиль ставят на постоянный учет. Так зачем все-таки подделывают документы? Главное - желание избежать таможенного оформления и крупно сэкономить на этом. Ведь честное растаможивание обходится сегодня в сумму, порой в несколько раз превышающую стоимость самого автомобиля. Таким образом, вместо нескольких десятков иные растороп- у ные граждане норовят отделаться двумя-тремя тысячами долларов (иногда доходит до четырех) именно столько чаще всего стоят белорусские документы. Иногда тем же самым непристойным делом вынуждены заниматься люди, ничего не выгадывающие. Так уж обернулось, что из-за отсутствия нужных отметок в загранпаспорте (невнимание пограничников) или отметок о снятии с учета в техпаспорте ("забыли" снять?), а может быть, ф по причине небрежного оформления купчей продавцом-иностранцем эти бедолаги стали обладателями документов, не соответствующих требованиям таможенных органов при дальнейшем оформлении. И люди вынуждены делать "липу". О том, как правильно оформлять документы, чтобы не усложнять себе жизнь впоследствии, рассказывалось достаточно подробно. Здесь же хочется добавить: если вы действительно хотите сэкономить, покупая _ белорусский автомобиль, так и делайте это именно там, в Белоруссии. И постарайтесь присутствовать при снятии машины с учета в ДАИ. Когда готовился этот материал, прошел слух, что "Белорусский коридор" будет вот-вот закрыт. Что ж, станет меньше автомобильного криминала. Хотя для многих наших сограждан исчезнет возможность купить иномарку дешевле, чем в России. Алексей АНИКИН, специалист "Автоцентр-холдинга" •