Когда заходит спор о том, должна ли женщина хоть как-то разбираться в устройстве автомобиля и уметь самостоятельно его обслуживать, я вспоминаю эту историю. Молодая дама, водительновичок, рассказывала своему мужу о том, как у машины "спустило колесо": никто не останавливался, чтобы помочь, и она "придумала гениальный ход". Нашла неподалеку стоянку такси и приехала спасать автомобиль с таксистом, который быстро поменял колесо. Муж похвалил за находчивость и попросил ключи от машины, чтобы забрать колесо и сдать его в шиноремонт. Последовала немая сцена. Дама, широко раскрыв от удивления глаза, поведала, что колесо забрал таксист - оно же НЕГОДНОЕ!шие. Резкое торможение может перевернуть автомобиль - будьте внимательны и осторожны! Перевернувшись, вы испортите прическу, размажете макияж, помнете новое платье... Шутки в сторону! Отмечу только, что в автомобиле с антиблокировочной системой тормозов можно чувствовать себя более уверенно. Итак, вы поняли, что случилось, и благополучно остановились на обочине. Кстати, съезжать на нее можно, когда скорость уже погашена и соблюдая все меры предосторожности, то есть поворачивая руль на минимальный угол. Первое, что сделает уважающая себя женщина - достанет рабочий халат, защитные рабочие перчатки и элегантным движением уберет мешающие волосы. Многообещающее начало! Но где домкрат? Где "баллонный" ключ? "Штатный" инструмент, который прилагается к автомобилю, содержит обычно "баллонный" ключ, но он неудобен, рычаг его ручки мал - чтобы отвернуть болты или гайки, крепящие колесо, женской силы чаще всего явно недостаточно. Обзаведитесь специальным ключом с выдвигающейся ручкой. Как компромисс, попросите кого-то сделать подходящий удлинитель для "штатного" ключа в виде металлической трубки нужного диаметра. Теперь приступим! Первым делом выставим знак аварийной остановки. Затем включим первую передачу (положение "Р", если коробка автоматическая) и затянем стояночный тормоз. Подложим под колесо с противоположной стороны специальные подставки-клинья, если они, конечно, оказались в багажнике. Если нет, то подойдут и кирпичи или камни. Не спешите поднимать машину, вставив домкрат. Вначале надо ослабить крепление колеса. Делается это, пока она стоит на земле! Отворачивают болты или гайки против часовой стрелки! А затягивать их, пока машина еще на домкрате, сильно не надо. Вот когда домкрат опущен, необходимо сделать это еще раз и основательно. Если у вашей машины диски из легкого сплава, то есть "литые", подтяжку надо повторить спустя 10-15 минут после начала движения. В случаях, когда стоят "литые" диски, а запаска смонтирована на обычном, стальном, как это часто бывает, то есть повод отличиться! Дело в том, что болты литых колес здесь не подойдут. Они длиннее, а это недопустимо. Потребуются стандартные болты и их на всякий случай нужно иметь в автомобиле. Скажите спасибо, если у вас нет "секреток" на колесах. Они нередко доставляют больше хлопот хозяину машины, чем ворам. Уверен, что "срубать" их или, по крайней мере, изрядно помучиться с ними приходилось каждому, у кого они были или есть. Но не рассматривайте это как рекомендацию отказаться от "секреток" - свежие, хорошие шины продолжают интересовать злоумышленников. Михаил ГОРБАЧЕВ Продолжение следуетШТОРКИ . ВЕШАТЬ НЕ БУДЕМ!Сегодня у нас в гостях - не просто автомобилистка, а преподаватель Школы дизайна на Профсоюзной улице Мария СТЕПАНОВА. Автомобиль дизайнеру совершенно необходим. Сейчас яс иронической улыбкой вспоминаю время, когда за плечами висел рюкзак с журналами и каталогами, на плече - папка с работами, а руку оттягивал портфель. Моим первым автомобилем был старый-престарый полуржавый "Форд", который обошелся мне по тем временам всего в триста долларов. Это была списанная машина одного посольства. До сих пор у меня с этим автомобилем связаны самые приятные воспоминания и одна курьезная история моего профессионального "фиаско". "Форд" я получила без номерных знаков - ведь старые номера были дипломатическими, к тому же его требовалось растаможить. А тогда с этим тяжело было: каждый день отмечаться - целая проблема. Ну а ездить очень хотелось. И каждый инспектор считал своим долгом проверять все документы. Мне это порядком надоело, и я решила... нарисовать себе номера согласно имеющимся документам. Взяла кусок картона, покрасила в красный цвет, белой краской нарисовала номер и прикрепила на положенное место. Честно скажу, неделю меня не останавливали. А тут встала на светофоре, а в пяти метрах от меня - он. Мельком взглянул на мой номер и... Оказалось, когда я вырезала картон, не потрудилась снять размеры с настоящего номерного знака - сделала все на глазок. Конечно ошиблась сантиметров на пять! Наметанный глаз блюстителя Правил упустить этого не мог. Результат изъятие водительского удостоверения и штраф. Сначала, составляя протокол, он был очень строг со мной, но, услышав на вопрос: "Где учитесь?" - "В архитектурном", - заулыбался и сказал: "Художница, значит". Правда, сумма штрафа от этого не изменилась. Впрочем, дизайнер многим автомобилистам необходим. Нет, не для того, чтобы разрисовывать машину под зебру или божью коровку, тем самым демонстрируя ^ЗАСУЧИМ РУКАВА...Итак, двух мнений быть не может: хотя бы элементарные вещи женщина за рулем должна знать и уметь делать. Замена колеса стоит, пожалуй, на первом месте. Для начала, как определить на ходу, что "колесо спустило". Ведь не почувствовав, не заметив неладное, вы сильно рискуете. Проехав на спущенном колесе приличное расстояние, вам придется выкинуть шину из-за "прожеванных" боковин. Грустная картина. Чтобы этого не произошпо, останавливайтесь, как только заметили какую-то странность в поведении автомобиля. До этого можно легонько покачать рулем из стороны в сторону, сбавив скорость до 30-40 км/ч. Признак спущенного колеса - несколько запоздалая реакция машины. Тормозите в этом случае плавно, помните, что с поврежденным колесом ваш автомобиль стал как бы "трехколесным" и неустойчивым. Если прокол на переднем колесе, в движении ситуация намного опаснее. Тормозить надо очень осторожно, лучше двигателем, переключая передачи на низ42 ЗА РЛМ 4/97 УЕ^#