АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕБорис НЕМЦОВ оказался в губернаторском кресле по воле подавляющего большинства избирателей Нижегородской области. А в области 20 процентов валового внутреннего продукта формируется за счет Горьковского автозавода, так что взаимоотношения "власть - промышленность" (причем промышленность именно автомобильная) - непреходящая забота губернатора. Через день после нашего разговора губернатор Немцов стал первым вице-премьером Правительства России. Его губернский опыт оказался востребован во всероссийском масштабе. Что могут ждать от этого назначения российские автомобилисты?БИЗНЕСУ - РИСКОВАТЬ, ВЛАСТИ - СНИЖАТЬ СТЕСуществует совершенно очевидный и - увы! - объективный конфликт интересов: власти стремятся пополнить казну, а предприятия - оборотные средства. Руководители, конечно, люди не без амбиций, но было бы смешно заподозрить их в выяснении того, "кто круче", - конфликты возникают при разделе денег. Нужно быть достаточно гибким и деликатным, обладать экономическими знаниями и интуицией, чтобы, с одной стороны, не подрубить полностью бюджет, а с другой - не парализовать предприятие. Мы в области достигли достаточно устойчивого состояния, когда идут текущие платежи в бюджет, а по старым долгам составлен график погашения, не разоряющий пенсионный фонд, но и не останавливающий ГАЗ. Цифры достаточно красноречивы. За январь-февраль нынешнего года, по сравнению с тем же периодом 1996-го, объем производства вырос на 8 процентов, причем "волг" - на 8,2 процента, а "газелей" - аж на 29! Стоит ли резать курицу, несущую золотые яйца? Даже Чубайс, противник любых поддержек и преференций, согласился, что ГАЗу стоит оказать помощь. Как единственному автозаводу в стране, увеличивающему выпуск продукции. Нет, речь идет не об отсрочке платежей или чем-нибудь подобном. Было бы безумием для правительства накачивать завод бюджетными средствами - да их и нет! Я вижу подъем ГАЗа задачей общенациональной. Для этого необходимо создать условия - не исключительные для ГАЗа, а общие для всех. Автомобильный сектор рынка всегда был индикатором здоровья экономики. Для России же он может стать поистине прорывным. Главная задача - поиск стратегических инвесторов. Сколько идет разговоров о всяких там совместных предприятиях, участии капитала, создании чисто иностранных заводов! Заканчивается все разговорами же или смешной историей о "сборке" уже собранных в Бразилии джипов по десять штук в день. А ведь в той же Бразилии разработан и отлично действует метод привлечения инвестиций именно в автомобильную промышленность. Суть его такова. Ввозить готовые автомобили, скажем, "Форду", неинтересно - высокие пошлины делают товар недоступным местному покупателю. Строить сразу настоящий завод - дорого и рискованно. Хотите начать с отверточной сборки? Пожалуйста! Более того, все ввозимые детали будут освобождены от пошлин на какой-то срок. А по истечении этого срока, положим, 30 процентов стоимости автомобиля должны создаваться уже в Бразилии. Таможенные льготы продлятся еще на какое-то время, после которого уже половина стоимости должна создаваться на месте. И так далее, до освоения полного производства. Вот так, - постепенно "затягивая" инвестора, давая ему время для разгона, для анализа ситуации, да просто для привыкания к местным особенностям. Причем шаги этого процесса - через какой срок какая часть стоимости должна стать местной - и есть предмет торга между инвестором и государством. президентским указом - никакого изменения законодательства для этого не нужно. Мы с президентом ГАЗа Пугиным проект такого указа разработали. Интересна ли наша позиция кому-нибудь в Москве7 Судя по тому, что этот проект "затерялся", - нет. Она интересна читателям журнала "За рулем", поскольку люди хотят на качественных машинах ездить, желательно российских и недорогих. Но, думаю, мы этот проект реанимируем и уже новому кабинету предложим. Россия не та страна, которая может не иметь собственной автоиндустрии. Но на время реконструкции и становления отечественных заводов для автомобилей граница должна быть закрыта! Слишком опасны для автопромышленности и для экономики страны в целом возникающие поблизости оффшорные, безналоговые заводы. Завод "Дэу" в Узбекистане, получивший статус наибольшего благоприятствования, является, по сути, оффшорным. Мне видится предпочтительным поиск стратегического инвестора среди фирм Европы и Америки, но никак не Южной Кореи. Это не потому, что я "западник" или мне не нравятся корейские машины. Приход сюда южнокорейцев создаст дополнительный стимул коррумпированности в российском обществе.Дело в том, что они воспитаны в духе неформальных, мягко скажем, отношений с властями и создания нетерпимых условий У нас ведь как? Давайте, заплатите за конкурентам. Начав несколько лет назад аквсе по полной программе, а потом, может тивно обрабатывать наши предприятия, они быть, мы вас куда-нибудь пустим. Я знаком не прекращают попытки и сегодня - столь со многими руководителями "Дженерал мопривлекателен наш рынок. Корейцы побыТе, кто видел современные автомоторе", "Форда", "Ровера", БМВ. Все они буквали и на ГАЗе, так что я знаком с их услобильные заводы, сокрушаются, как уставально в один голос говорят: "Мы не знаем виями не понаслышке: освобождение от нарел ВАЗ. А ведь ГАЗ старше чуть не на соваших предприятий. Мы не знаем, кто ими логов, освобождение от таможенных порок лет! Для строительства новых заводов управляет. Мы не знаем структуру их собшлин, полная свобода в отношениях с рабоили коренной реконструкции существуюственности. А нам предлагают рискнуть огчей силой (никаких профсоюзов) и что-то щих нужны миллиарды долларов. Взять их ромными деньгами". Нет, стратегия взаимовроде эксклюзивного права на допуск конкунеоткуда в России. Что же, так и ездить на отношений с инвесторами должна быть рентов на рынок. Таков менталитет коррум- • иной. Причем ввести эту стратегию можно пированного государственного капитализубогих автомобилях? 4 ЗРЛМ 59 А УЕ /7 ПЕНЬ РИСКА• ма. Он произрастает из сути "государственно-частных" предприятий - в южнокорейских компаниях всегда была велика доля государственной собственности. В результате - коррупция на всех уровнях, начиная с президентского. Газеты чуть ли не ежедневно сообщают о скандалах, сотрясающих корейское общество. Да, они по-хорошему агрессивны. машины у них дешевле, но я не хочу, чтобы родная, пышно цветущая коррупция получила подпитку от такого стратегического инвестора. Кстати, у этого "инвестора" постоянный острейший дефицит средств! Эту информацию я получил от одного высоки копоставленного человека в Европейском банке (не стану называть его имени). Договорившись с властями или фирмами, они немедленно едут в Лондон занимать деньги под эти договоренности. Но ведь по счетам когда-то придется платить. Государственный капитализм - это сращивание крупных монополий, большого бизнеса с властью. В результате этого сращивания обогащается очень узкая группа людей, а количество денег ограниченное -значит, другие беднеют. Возникает социальное неравенство, напряженность, которая тормозит экономику: кому нужны те же автомобили, если их никто не может купить? Ф Это одна из причин, почему я пытаюсь строить у себя в Нижегородской губернии не государственный, а народный капитализм. Другая заключается в неэффективности государства как собственника. Почему развалился Советский Союз? Из-за неэффективного использования государственных денег: долгострои, планово-убыточные предприятия, совершенно глупые проекты, вроде БАМа. Только высокомерный, чванливый и глупый чиновник думает, что он может управлять предприятием лучше, чем собственник. Интересы чиновника и бизнеса часто бывают прямо противоположны. С серьезных противоречий мы начали разговор, а ведь есть еще и личные * интересы - вкладывать деньги в развитие бизнеса или в собственную дачу. России (правительству) и Нижегородской губернии принадлежит 0.3 процента акций ГАЗа - как видите, право голоса у них практически отсутствует! Завод находится в руках у хозяев. Пусть сегодня нет консолидированного пакета акций, хозяева. как в колхозе. - все. Это нормальный этап, который нужно пройти. Будет консолидация. будет новая эмиссия, появятся новые инвесторы. Надо не национализировать, даже если пакет перешел государству (за долги, чтобы уйти от банкротства), надо искать другого, более эффективного собственника: честного, умного, с проектами, Пусть это не всегда быстро, но куда опаснее зависеть от прихоти чиновника. Нужно ли вмешательство государства в экономику? Безусловно. Борьба с монополистами за снижение цен. гласное распределение бюджетных средств, единые правила игры для конкурентов, создание условий для привлечения инвестиций и возврата россий ­ ских капиталов, утекших за границу, это может сделать только государство. Инвестировать может только частный бизнес. Посмотрите, что происходит в Елабуге. Правительство деньги дало. Татарстан дал - какая-то искусственно созданная контора. То, что "Дженерал моторе" денег не дает - это очень тревожный симптом. Значит, фирма не хочет ничего общего иметь с Россией с точки зрения бизнеса и присущего ему риска. Поставки комплектующих и некоторого оборудования для сборки компании выгодны - это новый рынок. Частных инвестиций здесь нет! Есть стремление государства создать новые рабочие места, инвестируя государственные средства. Это не будет эффективно. Получается так: "Мы вам построим завод, а вы привезите сюда покрышки, стекла, двигатель, наши ребята соберут, мы продадим, две тысячи долларов на этом заработаем..." Это гениальные условия для "Дженерал моторе" - они ничем не рискуют. В худшем случае, если проект развалится, у них перестанут покупать комплектующие. Так их до этого проекта и не покупали. Впрочем. мой коллега и друг Минтимер Шаймиев строит в Татарстане государственный капитализм. Если вести речь о структурной перестройке России, о прорывных направлениях, то автомобили - блестящая идея. Но для осуществления такого прорыва нужны огромные деньги, которых у нас нет. Магистральный путь развития российского автомобилестроения - в поиске стратегических партнеров. Бизнес - всегда риск. Так вот, чтобы стратегическому партнеру захотелось рискнуть, государству, определяющему правила игры, необходимо степень риска снижать. Это задача власти любого уровня - президента ли, премьера, губернатора. Частная компания ТАЗ" активно ищет стратегического инвестора. Губернатор Немцов ей всемерно помогает. Реальна ли эта задача? На сегодняшний день самые крупные инвестиции в российское предприятие - 200 миллионов долларов - осуществлены в Балахнинский бумажный комбинат, что стоит на Волге, в Нижегородской губернии, Записал Алексей СОЛОПОВ Фото ИТАР-ТАСС P. S. Автомобильная промышленность официально не входит в сферу вопросов. курируемых теперь уже первым вице-премьером России Борисом Немцовым. Однако именно он инициировал президентское распоряжение, запрещающее государственным организациям приобретать иномарки. А первая рабочая поездка по стране в новой должности пролегла именно по автозаводам - ГАЗу и УАЗу. На встречах с руководством предприятий он выступал примерно с теми же предложениями, что изложил нам. Можно считать, они возведены в ранг государственной политики.ЗА РУЛЕМ 597 5