160
A втолюбителейttCJTO VISДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ "ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТОГО"Машин, изначально лишенных недостатков, не существует - детскими болезнями страдают все, и это не так страшно. Важно вылечить их до серийного производства, чтобы к потребителям попадала действительно надежная продукция. О том, как проходил процесс взросления у новинки отечественного моторостроения - двигателя ЗМЗ-406, его "родители", специалисты Заволжского моторного завода, рассказали нашему корреспонденту Антону ЧУЙКИНУ.Сказать, что "четыреста шестой" рос трудно, будет преувеличением - как-никак мотор сразу показал заданные характеристики. Доводка в основном касалась надежности и долговечности. Ведь многое в этом двигателе впервые массово применялось у нас в стране: четыре клапана на цилиндр, гидротолкатели, двухступенчатый цепной привод двух распредвалов, электронная система управления впрыском топлива и зажиганием, также разработанная в России (подробно о конструкции - ЗР, 1996, № 6; ЗР, 1997, №3). Надо отметить, что по пути к конвейеру "четыреста шестой" прошел суровые испытания - кроме заводчан, на "волгах" с новым мотором ездили, например, водители кремлевского гаража особого назначения (ГОНа) и чекисты. Для доводки конструкции и отработки технологии было специально создано производство малых серий, выпустившее несколько тысяч моторов и, по сути, закалившее "четыреста шестой". В ходе испытаний в конструкцию внесли около 500 изменений - мы, конечно, не будем рассматривать все, ведь многие были продиктованы существующей технологией и на свойствах двигателя не сказались. Другие, напротив, помогли молодому мотору избавиться от мучивших его "болячек". Сначала ЗМЗ-406 проектировали для несостоявшегося представительского автомобиля ГАЗ-3105, который отличался весьма покатым капотом. Чтобы вписаться под него, мотор делали как можно более низким. Одна из деталей, определяющих габарит мотора, - ведомая шестерня или звездочка привода распредвала. На традиционных моторах она в два раза больше ведущей, посаженной на коленвал. Вспомните "жигулевский" мотор, где звездочка на распредвале определяет габаритную высоту клапанной крышки. На "четыреста шестом" ведущая и ведомые звездочки одного диаметра, а нужное передаточное отношение обеспечивает двухступенчатый привод (см. рис). Итак, мотор получился невысоким, но возникла сложность - как обеспечить натяжение цепей? Их прямые участки проходят в успокоителях, а значительные прогибы (в силу компактности привода) предъявляют жесткие требования к конструкции натяжителей. С ними пришлось повозиться. Башмак натяжителя сделали из полиамида вполне подходящего, по расчетам конструкторов, материала. Однако на первых моторах износ башмаков превышал все допусти160 ЗРЛМ 5/97 А УЕмые пределы - цепь буквально грызла их. Проявлялся дефект неприятно - начинали стучать гидротолкатели клапанов, весьма чувствительные к чистоте масла. ПродуктыПроблему башмака, в конечном счете, решили, поменяв... производителя - прежний допускал отклонения от технологии и деталь теряла в прочности и износостойкости. Попутно, исследуя поведение всего цепного привода, в конструкцию мотора ввели еще несколько изменений - для вящей надежности. Так, усовершенствовали гидронатяжители цепей, немного уменьшив усилие, с которым они давили на башмаки, и тем самым снизив темп износа последних. Переделали обратный клапан - по сути, подпружиненный шарик, чтобы четче отслеживал колебания цепи и корректировал натяжение.Ш•7Кстати, при ремонте двигателя проверить работу обратного клапана гидронатяжителя можно так: снятый и подсобранный узел (см. "Руководство по ремонт/) надо сжать пальцами; если он пружинит - исправен, если сжимается без сопротивления - клапан пропускает воздух и подлежит ремонту.В процессе доводки конструкторы даже сделали про ­ зрачную крышку цепи, чтобы на стенде воочию оценить работу привода. Выяснилось, что Двигатель ЗМЗ-4062.10. Позициями отмечены детали временами цепь натягивается как струна и узлы, потребовавшие изменений при доводке: - не слишком помогает даже модерниза1 - башмак гидронатяжителя цепи; ция гидронатяжителя. Дело оказалось в2 - гидронатяжитель; 3,4,5,7 - звездочки привода распредвалов; 6 - поршень. биении звездочек - иногда, при наибольшем рассогласовании, цепь едва не звеизноса башмаков попадали в толкатели, пенела. Требования к точности звездочек рекрывая доступ маслу, и в клапанном меужесточили, и вместе со всеми перечисленными решениями это окончательно ханизме возникали опасные стуки. избавило привод газораспределительного Кстати, найти среди шестнадцати гидротолкателей один (или больше) неисправмеханизма от проблем. ный очень просто. Снимите крышку газоНо, поскольку раньше они все же были распределительного механизма и пооче(на первых двигателях иногда даже обрываредно нажимайте на "свободные" толкатели лась цепь), конструкторы подстраховались, (к которым кулачки обращены затылком). сделав в днище поршня четыре выемки под Стучащий, дефектный вы легко утопите, клапаны. Теперь они не ударятся в поршень исправный будет "жестким". - глубина выемок рассчитана на полный ход•*