158
йоимийламиУ Ж МЫ ДИЗЕЛЬ 1V ПОЧИНИЛИДизельный двигатель давно привлекал меня. Не буду заново расписывать здесь его достоинства, промолчу о недостатках, лишь упомяну, что я давний поклонник этого мотора (кстати, в редакции не единственный). А потому приглашение друга посмотреть один дизель ("чего-то он не заводится") принял охотно: во-первых, самому интересно применить на практике приемы диагностики, раскрытые вазовцами, во-вторых, лестно, что обратились за помощью именно ко мне. Правда, последнее несколько омрачалось тем, что просьба помочь прозвучала в воскресенье вечером. Представьте себе: февраль, идет снег, машина на улице... "История болезни" не обнадеживала: молодой, 1994 года выпуска "Фольксваген-ПассатВариант" с турбодизелем достался нынешнему хозяину в хорошем состоянии с пробегом всего 40 тысяч километров. Верой и правдой послужив теплые полгода, в холода он вдруг захандрил, пустился пару раз только со второй попытки и вот теперь отказал вовсе. Приглашенный механик, вроде - специалист по дизелям, обнаружил "какойто пузырек в трубочке", обвинил его во всех бедах, однако исправить положение не смог. Все же мы решили съездить к "больному" - хотя бы ради любопытства. С собой взяли обычный набор инструментов, лампу-"контрольку" в качестве простейшего тестера, провода - "прикуриватели" и, конечно, самое главное - упомянутый октябрьский номер "За рулем". К чести владельца "Фольксвагена", аккумулятор оказался не разряженным и бодро крутил стартер, хотя и без всякого эффекта. Посмотрим, что там под капотом. Включаем "переноску"... Так, поперечно расположенный дизель с турбонаддувом, - помнится, рабочим объемом 1,9 л. Тот самый пузырек увидели сразу. К топливному насосу высокого давления (ТНВД) с встроенным подкачивающим насосом дизтопливо подается по полупрозрачной пластиковой трубке, так что воздух в ее изгибе заметен хорошо. При включении стартера он шустро бежал к ТНВД и скры158 ЗА РЛМ 5/97 УЕ Признаться, публикуя в ЗР, 1996, № 10 статью двигателистов ВАЗа о диагностике дизеля, мы на ее сногсшибательный успех не рассчитывали все-таки немногие читатели могут похвастаться собственным дизелем. Тем не менее, обратная связь сработала, хотя и не совсем обычно. Подтверждение актуальности "дизельной" темы мы получили из первых рук - от редактора Антона ЧУЙКИНА.вался в его "потрохах", при выключении возвращался обратно. Версия нашего предшественника не показалась убедительной слишком мал был единственный пузырек, чтобы помешать пуску двигателя. Конечно, он давал повод проверить магистраль от бака до насоса (система должна быть абсо-смотреть со стороны открытого капота. В полном соответствии с теорией он издавал тихие щелчки при подаче и отключении питания. Да и вообще, похоже, система питания исправно подавала топливо в цилиндры - в этом убеждал белый дым (скорее, даже пар) с густым запахом солярки, валивший из выхлопной трубы при работе стартера.•Схема включения свечей накаливания: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - стартер; 3 - замок "зажигания"; 4 - реле свечей; 5 - предохранитель; 6 - свеча накаливания; 7 - контрольная лампа.Отчего же топливо не воспламеняется? Скорее всего, недостаточна температура сжатого воздуха, а такое, в свою очередь, возможно, если не работают свечи накаливания. Однако желтая контрольная лампа све- Ш чей на щитке приборов загоралась при включении "зажигания", а спустя несколько секунд гасла, сигнализируя, что свечи достаточно нагрели воздух в камерах сгорания и можно пробовать пустить мотор. Но вот что странно - срабатывания мощного реле, включающего свечи, совсем не слышно, а ведь его щелчок должен быть довольно громким - не в пример тихому "голосу" отсечного клапана. Пожалуй, стоит проверить ф напряжение непосредственно на свечах. Они ввернуты в головку блока горизонтально, с "лицевой" стороны двигателя, а их выводы связывает широкая (кажется, медная) шина. Пользы от нее оказалось, как от деревянной - подключенная контрольная лампочка свидетельствует, что ток к свечам не поступает. Вероятные причины: отказ блока управления (реле); повреждение проводки; срабатывание предохранителя. Начни мы искать в слабеющем свете "переноски" конкретную неисправность - рисковали простудиться на морозе. Поэтому решили - попытаться пустить двигатель в его нынешнем состоянии, добраться до гаража или станции сервиса и там уже заняться ремонтом. Легко * сказать - "решили пустить", а вот как? По-лютно герметичной), но к насущной проблеме пуска, похоже, не имел отношения. Настораживало, однако, что воздух упрямо возвращался из ТНВД в изгиб трубки может, топливо вообще не поступает к форсункам? Такое вероятно, если отказал отсечной электроклапан, перекрывающий подачу топлива к плунжерной паре насоса (например, чтобы заглушить двигатель). Проверка такая же, как клапана ЭПХХ карбюратора ВАЗ-2108: при включенном питании снять провод с клеммы клапана. Услышали щелчок - все в порядке, нет - выясняйте, есть ли "плюс" на проводе и т. д. (см. ЗР, 1996, № 10). Клапан на ТНВД отыскался быстро - он установлен справа внизу на насосе, если