161
ЛвтолюбителейВС Л VIS клапанов, и рассогласование вращения коленчатого и распределительных валов не • грозит серьезным ремонтом агрегата. Новый двигатель располагает весьма солидными мощностью и крутящим моментом - по сравнению со старым эти показатели выросли в 1,5 и 1,2 раза соответственно, - поэтому сцепление "старшего брата" он перерос. К тому же прежнее, с периферийными пружинами, морально устарело. Новое сцепление - диафрагменное, рассчитанное на параметры перспективного автомобиля ГАЗ-3105 (если кто забыл - напомню, полноприводного), то есть мощное и надежное. Чтобы повысить плавность включения (другими словами, время буксования), предложили уменьшить диаметр рабочих поверхностей до 225 мм, вернувшись к размерам старого сцепления от двигателя ЗМЗ-402. Однако механизм стал перегреФ ваться и при интенсивной работе отказывал вовсе. Виноватым вновь оказался материал - фрикционных накладок. Когда его сменили на более современный, эллипсно-навитой (название говорит само за себя - именно так он и выглядит), "болезненная дрожь" сцепления при троганье и отказы при частых включениях остались в прошлом. "Четыреста шестой" стал первым российским мотором, оснащенным российским же электронным впрыском. Двигатель с самого начала проектировали под современные системы питания и зажигания, у п ­ равляемые процессором; нынешние карФ бюраторные варианты появились позже (уточню: впрысковой двигатель - модель ЗМЗ-4062.10, карбюраторные - З МЗ 4061.10 и 4063.10). Система управления двигателем вещь непростая ив нее вносят изменения до сих пор. Теперь этот процесс проходит незаметно для потребителей - меняются или, точнее, "шлифуются" только программы в блоке управления, - а было время, когда мотором могли управлять четыре (!) отличающихся одна от другой системы. Разномастность электроники и отсутствие поначалу точной информации создавали немалую головную боль водителям. В редакции сохранилось письмо, где работник одного "высокопоставленного" гаража жалуется на поступившие новые "волги": "под капотом - новый двигатель, у него одна "бошевская" система впрыска и вторая, дублирующая, наша...". В общем, системы управления, ныне вполне отлаженные, поначалу были тоже одной из болезней нового мотора. Первой на пост управления ЗМЗ 4062.10 "вступила" система с раздельным управлением подачей топлива и углом опережения зажигания (именно на нее и жаловался автор приведенного письма). Бензином заведовал немного переделанный блок "LH-Джетроник" (LH-Jetronic) фирмы "Бош", • искрой - контроллер МС 2713, который раньше ставили на часть "самар" с полуторалитровым двигателем. От более поздних систем эта отличалась еще и датчиками и исполнительными устройствами. Следом подоспели три системы, разработанные в России - при помощи НАМИ, с участием авиационных специалистов и электронщиков. Они отличались программами, заложенными в блок управления, схемотехникой, а состав систем примерно одинаков. В октябрьском номере ЗР за Блок управления МИКАС-5.3 получилпрошлый год мы писали о том, ся, пожалуй, наиболее удачным и удобным какие неудобства может причинить для пользователя - в нем есть система савладельцам автомобилей ГАЗ модиагностики, выдающая с помощью контнесовершенство маркировки рольной лампы коды неисправностей (подвигателей, выпускаемых добно вазовскому впрыску). Дальнейшее Заволжским моторным заводом. развитие этого блока - МИКАС-5.47 фирмы В ответ на критику заместитель "Элкар", который сегодня ставят на конвейглавного конструктора ЗМЗ С. Скибарко сообщил, что маркировка ере ГАЗа (подробнее - см. ЗР, 1997, № 3). Другие две системы, хоть и прошли заволжских моторов изменена. вместе с первой суровые испытания, получили меньшее распространение. БУМ-Р4, разработанная специалистами НИИП "ЖуС 1 января 1997 года Заволжский моковский", тоже имела контрольную лампу, торный завод маркирует свои двигатели по но та работала всего в четырех режимах и принятой международной системе, исклюограничивала возможности продиагности- чающей повтор номеров. ровать систему, как говорится, на месте. На каждый двигатель наносится его инБлок "Волга", сделанный в НПО "Автоэлекдивидуальный идентификационный номер троника", вовсе не имел контрольной лам(VIN), состоящий из двух частей - описапы, для проверки цепей требовал "пробтельной (VDS) из шести знаков и указательника" и, естественно, большей квалификаной (VIS) из восьми знаков. ции и знаний. VDS и VIS обрамлены и разделены меКонечно, такая "разунификация" - три жду собой условным знаком - звездочкой. разных в обслуживании системы - не удовНапример: летворяла ГАЗ. Сегодня дело идет к тому, что систем на конвейере хоть и будет несколько (что хорошо - не будет монополии Описательная часть маркировки двигаодного поставщика), но весьма похожих и по теля (VDS) имеет следующую структуру: схемотехнике, и по подключению, и по са- первые три знака обозначают базомодиагностике (что тоже хорошо - потребивую модель двигателя; телю и автосервису не надо ломать голову - четвертый знак, отличный от нуля, над разными процессорами). Унифицирообозначает модификацию двигателя; ванный блок управления получит единый - пятый знак, отличный от нуля, - усиндекс М 1.5.4. ловный знак экспортного варианта двигателя; По всей видимости, работа над блоком - шестой знак - буква обозначает усуправления будет продолжена, ведь корреловный код вариантного исполнения ктировка программ, "командующих" мотодвигателя (комплектности). ром, - процесс едва ли не бесконечный. Указательная часть идентификационВозможно, появятся блоки "на любителя" обеспечивающие большую мощность или ного номера (VIS) - порядковый номер двилучшую экономичность; естественно, их гателя. Первый его знак обозначает общеобозначение будет отличаться от привепринятый условный код года выпуска двигаденного. Не удивлюсь, если это случится теля, а именно: V - 1997 год; W - 1998; X уже ко времени выхода статьи. Но это уже 1999; Y-2000. От редакции. Рады за всех настоящих не детские болезни, а скорее возмужание "четыреста шестого". Нам хочется надеятьи будущих покупателей ГАЗов: теперь они ся, что самый современный российский моизбавлены от головной боли. Но не меньше тор станет и самым выносливым, надежным рады мы и за ОАО "ЗМЗ". Ведь его конструктивная реакция на критику - залог будущеи долговечным. Недавно новый двигатель получил го процветания предприятия, его успеха в "прописку" на редакционной "Волге". Какоконкурентной борьбе. Чего мы искренне жевы первые впечатления испытателей от бо­лаем Заволжскому моторному.МАРКИРУЮТ ПО-НОВОМУ£40217A*V0012356£лее мощного "сердца" машины? Об этом читайте в ближайших номерах ЗР.•ЗАРУЛЕМ 5/97 161