132
ного узла. Справа от "газа" нависает наклонная панепь центральной консоли, за которую задевает нога при резком движении. Времени на перенос ступни на педаль тормоза тратишь с непривычки больше, а это, конечно, недопустимо. Иногда, хваля отопитель "Самары", говорят: "В салоне - Сахара". По отношению к высокой панели уместнее будет переиначить выражение: "В головах - да, Сахара, но у ног - Арктика". Почему-то вся эффективность "печки" нацелена на верхнюю часть салона, нижней почти ничего не достается, хотя, говорят, положение можно исправить, разобрав пол салона и уплотнив все воздуховоды. Демонтаж высокой панели - отдельная история. Теплее всего... магнитоле. После поездки с включенным отопителем вытаскивайте ее осторожно - о корпус можно обжечься! О неудобных рычажках вентиляционных решеток и ручке включения вентилятора "печки" мы уже писали. Что из-за высокой панели пропадает ощущение простора, мы также рассказывали, но тогда забытым оказался серьезнейший недостаток на высокую панель нельзя поставить стакан, он не помещается между ней и ветровым стеклом! Конечно, мне могут возразить, что, открыв "бардачок", на его крышке увидим три углубления под посуду. Но, простите - во-первых, хилая крышка с трудом выдерживает такой вес, а во-вторых, это все-таки индивидуальный столик пассажира. Водителю свой чай (кофе, сок) поставить некуда. Вспомните низкую панель, где для сервировки походного ужина достаточно места. Конечно, у высокой панели есть и достоинства. Их, на мой взгляд, два - наличие тахометра и возможность удобнее распопожить замок на рычаге переключения передач - "Мультилок" (Mul-t-lock). Список возрастных и врожденных пороков нашей "девяносто девятой" на этом закончу, надеясь, что к следующему отчету он намного не вырастет. Антон ЧУЙКИНпосле ремонта мы невооруженным глазом заметили, что передние колеса неприлично раскорячены - видимо, заменив передние стойки, сход-развал должным образом не установили. По дороге "Ока" при всем том бегала вполне достойно, ее не тянуло в сторону, машина нормально управлялась, но начала совершенно безбожно пожирать покрышки. Пришлось поставить автомобиль на стенд, где нас и ожидало первое разочарование - развал левого колеса в пределах нормы установить так и не удалось. Не хватило каких-то нескольких угловых секунд, но звоночек о том, что пробои передней подвески не прошли даром, прозвучал-таки. Там же выяснилось, что требует замены правая шаровая опора - в ней обнаружили заметный люфт. А ведь проработала она всего лишь пять с небольшим тысяч километров, и защитный чехол цел. Налицо - явный брак. Следующий казус случился, как это часто бывает, в очень неподходящее время - в самую темень, в середине зимы. Фары стали светить слабее, "мигалка" зачастила, "дворник" ползал по стеклу со скоростью улитки, неожиданно, без какой-либо системы, вспыхивала и гасла контрольная лампа заряда на панели приборов. Неисправность, к счастью, обнаружили быстро - от времени, грязи и соли окислился контакт маленького проводочка на генераторе, того самого, что соединяет щетку с регулятором напряжения. К сожалению, контакт этот находится "на улице" и подвержен всем погодным катаклизмам. Ремонт занял три минуты. Беда, как известно, одна не приходит. Куда-то стал уходить 'Тосол". Может, в другой машине поиски путей утечки были бы долгими - но не в нашей "Оке". Масло, которое постоянно сочится из-под распределителя зажигания, попадает на патрубки, подходящие к термостату. Последние превращаются в мягкую скользкую субстанцию, которая легко расползается под хомутами. Стоит прозевать момент - и охлаждающая жидкость польется ручьем. Патрубки заменили, работа это недолгая. 'Тосол" убывать перестал, но через несколько дней отказал"ОКА"Семьдесят тысяч километров - дата не юбилейная, но все же пять нулей на одометре - повод подвести некоторые итоги, хотя бы промежуточные. После коренного обновления ходовой части автомобильчика и ремонта головки цилиндров, о чем рассказано в № 12 за прошлый год, "Ока" прямо-таки обрела вторую молодость. Исчез грохот, доносившийся изпод машины, она вновь стала уверенно держаться на дороге, ровно зажужжал моторчик. Казалось бы, езди и радуйся. Но сразу 132 ЗРЛМ 5/97 А УЕтермостат - автомобиль стал перегреваться. Пришлось снова сливать жидкость, тянуть хомуты и все это на морозе. Напоследок опять проявило свой норов электрооборудование, да еще как! Изпод капота повалили клубы дыма, в салонезавоняло горелой изоляцией, и только быстро скинутая с аккумулятора клемма не позволила разгореться настоящему ложару. Последствия замыкания в проводке оказались самыми плачевными: жгут сильно оплавился, а провода, идущие к стартеру и генератору, обгорели догола. К тому же и на дороге "Оку" обижали: за два месяца ее били дважды. Сначала грузовик, двигаясь задним ходом, "не заметил" маленькую машину, раздавил капот и разбил пластмассовую решетку радиатора. Едва починили, как получили, стоя на светофоре, чувствительный удар в корму. Кузов "Оки" такого издевательства не выдержал и, при небольших повреждениях в частности, деформировался в целом. Задняя дверь перестала закрываться, а водительская открываться. Здесь своими силами, как в первом случае, не обошлись - пришлось сдавать автомобиль в серьезный ремонт. • Во что вылилась эксплуатация "Оки" на отрезке от пятидесяти до семидесяти тысяч километров? Начнем с ходовой части: сюда вложения были самыми значительными. Новый подрамник обошелся в 80 долларов, две стойки - 160, новая рейка - еще 80. Задняя подвеска дороже: балка, тормоза, пружины, амортизаторы - за все это выложили около 350 долларов. Поменяли две шины - еще 75 "зеленых". Итого 745 "условных единиц" остались под машиной. В 30 долларов встали расходные материалы для ремонта изувеченного капота, еще 15 отдали за новую облицовку. За ре- % монт кузова после удара в зад - почти шесть сотен. Но его оплатили виновники ДТП, поэтому в общую сумму расходов включать их не станем. 25 долларов стоит термостат, 10 - охлаждающая жидкость, 70 - новый жгут электропроводки, 25 - регулировка "сходаразвала". Да, чуть не забыл: перед началом зимних холодов пришлось заменить слабенький аккумулятор, еще одной зимы он бы не пережил. За новую батарею выложили 45 долларов. Подведем черту: не считая затрат на кузовные работы, "Ока" за последние двад- — цать тысяч километров "съела" 920 долларов! Это без бензина, масел, фильтров и прочей мелочи. Если бы мы не ставили перед собой задачу продолжать эксплуатацию "Оки" дальше, могли обойтись меньшими силами и средствами. Не менять, например, стойки в сборе, а ограничиться их ремонтом, сзади заменить только колодки, резинки и амортизаторы. Мы же ремонтировали по максимуму, для себя, а не "на продажу". Кроме того, дешевый ремонт требует больших затрат времени - перекинуть узел или агрегат в сборе проще и быстрее, чем ковыряться в его потрохах. Хотя каждый владелец выбирает тот вариант, который ему наиболее приемлем. • Игорь ТВЕРДУНОВ