ХНИКАСмотреть на мир сквозь тонированные стекла немного непривычно, но летом они защитят пассажиров от солнечных лучей. Вообще новая машина заметно комфортабельнее серийных. Так говорили те, кому посчастливилось занять места для сидения. Действительно, немецкие раздельные кресла, обитые синтетической тканью, удобнее неказистых диванов. Планировка салона изменилась к лучшему, однако часть пространства за кабиной водителя заняла новало начать. ТРОЛЗА-52643 - плод сотрудничества трех предприятий: АО "Троллейбусный завод" (Энгельс. Саратовская обл.), Акционерной электротехнической компании "Динамо" (Москва) и немецкого концерна "Сименс". Несколько слов необходимо сказать о каждом, потому что у них богатая история. АО "Троллейбусный завод" (сокращенно ТРОЛЗА, нам более знакома прежняя аббревиатура ЗИУ - Завод имени Урицкого) основано в 1868 году, а троллейбусы ральные машины - всего не перечислить. Годовой оборот фирмы - 90 млрд. немецких марок, а штат сотрудников - более 373 тыс. человек. Департамент транспортной техники концерна - один из крупнейших в мире поставщиков оборудования для железнодорожного и городского электротранспорта. Изготовлять кузов первого российскогерманского троллейбуса и собирать машину будет Троллейбусный завод, приборы коммутации и электродвигатель поставитШЕЛ ПО ГОРОДУ ТРОЛЛЕЙБУСЖелающих прокатиться на новом троллейбусе оказалось предостаточно - пожалуй, даже слишком много. Журналисты, работники муниципальных предприятий - будущие покупатели набились в салон, как в час пик. В общем, испытания прошли в условиях, максимально приближенных к повседневной эксплуатации. Удовольствия от такой поездки, конечно, немного, но зато сразу ясно, что нагруженный троллейбус быстро разгоняется, причем без неприятных рывков. вая аппаратура - о ней несколько позже. На потолке - люминесцентные лампы и люки, основное назначение которых, кстати, не вентиляция, а аварийный выход. Системы вентиляции и отопления машины стали намного эффективнее - конструкторы обещают, что троллейбус можно будет с успехом эксплуатировать ив сорокаградусный мороз. К сожалению (или к счастью), покататься в такую погоду нам не довелось. Короче, машина всем "испытателям" понравилась. Шумит, правда, так же, как ее предшественницы, но то, что в целом она лучше прежних, видно, как говорится, невооруженным глазом. Кстати, о внешнем виде. Снаружи машина выглядит почти как привычные нам троллейбусы, только стала больше "коробка" на крыше; сделали двустворчатые двери вместо "гармошек", перегораживавших чуть не половину проема, появилась решетка для вентиляции аппаратуры на левом борту. Многие из этих отличий уже были у предыдущей модели (ЗР, 1995, №9), которую. увы, чрезвычайно редко встретишь на улице, а вот решетка вентиляции присуща только новому троллейбусу. Теперь о том, с чего, наверное, следо58 ЗА РЛМ 597 УЕ выпускает с 1950-го. С тех пор сделали более 60 тыс. машин. Подавляющее большинство троллейбусов России несет его эмблему. Продукцию завода можно увидеть в странах Европы, Азии и Латинской Америки. Ш Год рождения "Динамо" - 1897, у предприятия круглая дата. Компания делает разнообразное электрооборудование - в частности, моторы для электровозов, вагонов метро, большегрузных автомобилей-самосвалов. кранов и т. д. Ее продукция также известна во многих странах. Первый российский троллейбус был создан на заводе "Динамо" в 1933 году. С тех пор все российские троллейбусы оснащают двигателями "Динамо". Концерн "Сименс" в нынешнем году также юбиляр - ему исполняется сто пятьдесят. Его основатель Вернер фон Сименс, известный ученый и изобретатель, построил первый в мире троллейбус в 1882 году он курсировал по опытной линии в Берлине. Сименсу принадлежит изобретение динамомашины, электрического трамвая, электрифицированной железной дороги и др. Сейчас основанный им концерн производит сложнейшие микросхемы, электролампы, медицинскую технику, электровозы, сти"Динамо", а тиристорно-импульсную систему регулирования и компьютеризованную систему управления SIBAS-16 предложил "Сименс". Это оборудование экономно расходует электроэнергию, а при движении накатом и торможении заставляет троллейбус работать в режиме генератора - он отдает электричество обратно в сеть. Экономия достигает 25-30%, поэтому эксплуатация машины обходится дешевле. Конструкторы много сделали, чтобы троллейбус был удобнее и безопаснее в эксплуатации. Улучшены электроизоляция и коррозионная стойкость, в частности, арки колес и подножки выполнены из нержавеющей стали. Легче трудиться и водителю: рабочее место стало комфортабельнее (см. фото). Пользуясь случаем, мы задали три вопроса заместителю директора департамента транспортной техники московского представительства фирмы "Сименс" Дитмару Хайденфельдеру. ТРОЛЗА-52643 в ожидании пассажиров. Здесь, за кабиной расположилась микропроцессорная система управления. В кабине - панель приборов с пластиковой облицовкой, эргономичное кресло.щ*