118
Способность к вождению автомобиля - талант, данный природой, или сформировавшееся умение? Почему одни люди хотят и даже горят желанием сесть за руль автомобиля, а другие отказываются, даже не испытав тех ощущений и эмоций, которые могут возникнуть? Почему среди тех, кто решил научиться вождению, одни после первых же уроков чувствуют себя уверенно, а другие не могут преодолеть страх? Почему, наконец, из тех, кто регулярно пользуется автомобилем или даже стал профессиональным водителем, одни создают аварийные ситуации и попадают в них, а другие безаварийно ездят долгие годы? А может, все это - следствие определенных черт характера? Научные исследования, проведенные социологами МГУ имени М. В. Ломоносова, дают однозначный ответ: существует непосредственная связь между характером человека и безаварийностью езды. Чтобы прийти к этому выводу, потребовалось изучить характер водителей-профессионалов одного из автотранспортных предприятий Москвы. Сравнивали и анализировали черты характера одних, кто вообще не попадает в аварии, и других, у кого они хоть редко, но случались. Моделировались обычные жизненные ситуации и учитывались типы реакций и поведения, ценности и установки сравниваемых групп водителей. Исследовали, например, как - активно или пассивно - ведет себя человек в компаниях, в присутствии людей, старших по возрасту ис большим опытом в работе, как он реагирует, если ему кто-то мешает отдыхать, как ведет себя в ситуациях риска и т.д. Опросили больше ста водителей легкового транспорта со стажем работы около 10 лет (были и проработавшие в Москве около 20 лет) - тех, кто многолетнейпрактикой ежедневного вождения в лют бых погодных условиях прошел естественный профессиональный отбор. А это значит, что результаты исследования можно считать обоснованными и надежными. Социологи пришли к выводу, что на качество вождения непосредственно влияют смелость, повышенные моральные нормы, умение вести себя в группе, уравновешенность (пониженная'тревожность) и творческое воображение. Только на первый взгляд кажется, что это очевидные вещи. Ведь, скажем, такие качества, как интеллектуальные способности, общительность, сила воли, и прочие не связаны с эффективностью и безаварийностью вождения. (В аварии попадали и интеллектуалы, а среди безаварийных водителей есть те, кто не любит и не умеет решать сложные аналити118 ЗРЛМ 5/97 А УЕ ческие задачи). Почему же именно эти качества характера обеспечивают безопасность движения? Смелость. Казалось бы, не надо объяснять, зачем она водителю. Но если задуматься и вспомнить примеры из жизни, смелость бывает разная: "безрассудная" у летчика-испытателя, пожарного, военного, смелость парашютиста, то есть проявляемая в постоянных экстремальных ситуациях риска, и смелость, к примеру, выступления перед аудиторией. Смелость в ситуации, связанной с риском для жизни, естественно, отличается от смелости, когда есть угроза лишь статусу^ состоянию эмоционального комфорта. Короче говар&лмелость водителя должна быть ниже смелости летчика. Если брать 10-балльную шкалу оценки, то смелость летчика, по некоторым данным, составляет 9-10 баллов У водителя, как показали исследования, - око-_ ло 7 баллов (норма - 4-6 баллов.) ства культурного водителя. Тревожность это эмоциональная нестабильность. Она характерна для людей со слабой, неуравновешенной нервной системой: такие склонны переживать различные ситуации (реальные и даже воображаемые) как чем-то им угрожающие, испытывать при этом беспокойство и неопределенный страх. Такая эмоциональная неустойчивость в поведении водителя отвлекает его от дороги. Тревожность проявляется в суетливости, возбужденности, депрессивных (подавленных) реакциях, что влияет на стиль вождения.%Наконец, творческое воображение качество, которое, видимо, позволяет водителю предвидеть изменения ситуации, вероятное-г+оведение других участников дорожного движения (водителей, пешеходов и пр.), что тоже способствует безопасности. Кроме того', возможно, именно благодаря творческому воображению человек ^видйт в монотонной, казалось бы, работе Если смелость - чаще всего врожден- водителя какой-то интерес, получает от ~ное свойство и сложно поддается тренировнее удовлетворение. ке, то морально-этические нормы формиИсследование ученых-социологов позруются у человека в процессе его жизни - в волит оценить, насколько водитель соотсемье, в школе, на работе. Повышенные;Щг: ветствует требованиям профессии и безральные нормы - это обязательность, отаварийности. Те, кто уже управляет авто- щ ветственность перед другими, умение слемобилем. и те, кто только собирается этому довать групповым правилам поведения, ува^научиться (независимо от пола и возраста), жительность к окружающим. Водитель, об"руководители транспортных предприятий, ладающий этими качествами, внутренне гобизнесмены, заинтересованные в правильтов подчиняться и подчиняется правилам ном отборе водителей-профессионалов, модорожного движения. Иными словами, водигут теперь определить "профпригодность". тель, в характере которого есть запрет на~ =~Все качества характера, связанные с рушать групповые правила и нормы, уважебезаварийностью, несмотря на их кажущуюние к ним, а главное - к окружающим люся абстрактность, могут быть выделены по дям, не поедет на красный свет, будет внисвоим признакам и измерены. Испытайте мателен к другим участникам движения. себя прямо сейчас! Конечно, нет возможноНапротив - водитель смелый, но с низсти исследовать сегодня все указанные каким уровнем моральных норм (нет опредечества, но проверить некоторые способноленных внутренних ограничений), порой не сти вы можете, ответив на вопросы теста. Александр ОСЕЕВ, задумываясь, создает аварийную ситуацию. доцент социологического * Уравновешенность, пониженная факультета МГУ им. M. В. Ломоносова тревожность - также обязательные каче-