131
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИмые большие единовременные затраты шины и аккумулятор - всего около полутора миллионов (без учета шиномонтажа и балансировки). По мелочи, однако, наберется гораздо большая сумма. Хоть и не было крупных поломок двигателя, коробки передач, заднего моста (стучу по дереву, чтобы не сглазить), мелкие скучать не давали. Впрочем, трещина в крышке прерывателя-распределителя не такой уж и пустяк - с этим дефектом до дома можно доехать только "на веревке". "Электрические" отказы нередки - то лампы сгорают, то предохранители, то нарушается контакт. Время от времени нужно подтягивать отвернувшиеся гайки или хомуты на шлангах. Дребезжат панели обивки, фиксаторы дверей, причем со дня приобретения машины. К сожалению, стоимость всех ремонтов посчитать трудно: многое делали сами, а цены на детали возросли с сотен рублей в 1993 году до десятков тысяч. В общем, желающие купить отечественный автомобиль должны быть морально готовы пусть к мелким, но бесконечным ремонтам. Дмитрий ПОСТНИКОВ годаря, не в последнюю очередь, своевременному техобслуживанию и регулировке систем питания и зажигания. Недавно пришлось заменить глушитель - уже второй буквально развалился под действием зимних солевых ванн. Кроме того, поставили новые тормозные диски (толщина прежних достигла предельных 10,8 мм), наконечники рулевых тяг (издавали слабые стуки), главный тормозной цилиндр (подтекал), подшипники ступиц (загудел один, заменили из профилактических соображений все). Как предписано "Руководством по ремонту и техническому обслуживанию", на 125-й тысяче поменяли тормозные шланги. Из надвигающихся работ - установка новых пружин задней подвески. Машина на своем веку возила много и тяжело, поэтому пружины подсели - если в автомобиле больше двух человек, на кочках и поворотах задние колеса иногда скребут об арки. Может, с обычными дисками это не проявилось бы, но у нас стоят шире на полдюйма (5.5J) и немного выпирают наружу. Надписи "Гудьир" на боковинах шин уже почти стерлись от контактов с кузовом, так что растным осложнениям конкретной машины - эти недостатки присущи едва ли не большинству "самар", которые, между прочим, выпускают больше десяти (!) лет. Чтобы попасть в машину - в багажник или в салон, часто приходится прилагать немалые усилия. Кнопка замка багажника имеет обыкновение "залипать" или вовсе не нажиматься. На мой взгляд, замок "пятерки" или "сорок первого" "Москвича" выполнен удобнее - нажимать ничего не надо, повернул ключ на пол-оборота и все. А на "самарах" в качестве профилактического средства желательно почаще применять какую-нибудь проникающую защитную смазку типа WD-40. Та же беда с дверными замками, где "залипает" рычажок, расположенный с "изнанки" ручки. Перейдем теперь внутрь. О шумах, которыми столь богат салон "Самары", мы уже писали, как ио способах свести их к минимуму (ЗР, 1994, № 12). К сожалению, звуками не исчерпываются раздражающие факторы, действующие на пассажиров переднеприводных ВАЗов. Слабоваты спинки передних сидений - на многих автомобилях они искривлены усилиями неусидчивых членов экипажа. Поправить их обычно не удается - необходимо разобрать сиденье и провести кое-какие сварочные работы. Желательно заодно усилить каркас, как это сделано на нашем автомобиле (ЗР, 1997, № 1), чтобы в дальнейшем избавить себя от риска заработать остеохондроз или искривление позвоночника. Изрядно послужившее сиденье "Самары" - верх неудобства даже по сравнению с такими же долгожителями на машинах других марок. Сама подушка (да и спинка) тоньше, просиживается быстрее, и человек временами весьма болезненно контактирует с жесткой металлической поперечиной внизу спинки, проходящей аккурат под его копчиком. Боковые зеркала, управляемые из салона, конечно, удобная вещь, но зачастую лишь теоретически. На практике ручка регулировки иногда упирается в рамку двери или стойку кузова. В результате зеркало передвигается очень ненамного и совсем не в ту сторону, куда хотелось бы. Особенно это заметно, если на автомобиле установлена так называемая высокая панель приборов. Кстати, она вызывает больше всего нареканий. Поначалу весьма ценимая покупателями за красоту и богатство, теперь она пользуется все меньшей популярностью. К сожалению, стандартная низкая панель на новых ВАЗ-21083, 21093, 21099 встречается ныне очень редко. Новую панель мы уже описывали (ЗР, 1994, № 3), но тогда она была новинкой, редкостью, которой можно было простить отдельные недочеты. Они не исправлены до сих пор... Самый серьезный - теснота у педальЗ РЛМ 5/97 131 А УЕФВАЗ-21099Еще тридцать тысяч отсчитал одометр редакционной "девяносто девятой". Как-то незаметно автомобиль из разряда новичков переместился в ветераны, отметив уже пятилетнее пребывание на "зарулевской" службе. Общее состояние машины - хорошее, хотя кое-какие мелочи досаждают. Но пробег уже 130 тысяч, и мы утешаем себя докторским: "Это - возрастное..." Прежде чем рассказывать о жизни "девяносто девятой", должен исправить собственную оплошность. В прошлом "Опыте эксплуатации" (ЗР, 1996, № 6), исследуя причины выхода из строя масляного насоса, я опрометчиво возложил вину на обломившееся ребро его корпуса. Якобы часть его, размолотая шестернями, послужила основой "абразива", который повредил поверхности трения в насосе. Приношу извинения: ребро здесь ни при чем, оно вовсе не было обломано, а такое с рождения, как справедливо указали специалисты ВАЗа и самые дотошные наши читатели. Откуда взялись в масле посторонние и весьма твердые частицы, выведшие насос из строя, к сожалению, остается загадкой. С тех пор система смазки никаких хлопот не доставляла, если не считать неизбежных потеков масла. Двигатель "потеет" едва ли не по всем стыкам. Других претензий к мотору нет. Добрый полуторалитровый агрегат ВАЗ-21083 заслуживает самых теплых слов: машина до сих пор сохранила молодую прыть. Бланеобходимость замены пружин очевидна. Одна за другой отказывают нитки обогрева заднего стекла, и ремонтом (ЗР, 1995, № 7) заниматься бессмысленно весь обогрев самостоятельно не вылепить. Скоро потребует внимания электропроводка блока предохранителей. Расположен он неудачно, в "яме" между ветровым стеклом и моторным отсеком, и вокруг него все время что-то скапливается: осенью - опавшие листочки, зимой - снег, весной и летом - вода, поскольку упомянутые листья забивают сливное отверстие. Внешний вид блока на нашей "девяносто девятой" не назовешь блестящим - кое-где выступила медная зелень от проводов, да и опыт коллег подсказывает, что на шестом году здесь возможны неприятности. Кузов автомобиля в очень неплохом состоянии, следов ржавчины пока (тьфутьфу!) нет. Но именно к остову автомобиля, вернее, к его оборудованию накопилось больше всего претензий. Каждая из них, в общем-то, мелочь, но в сумме они изрядно портят реноме престижного отечественного авто. К сожалению, их не отнесешь ни к детским болезням конструкции, ни к воз^