экологияКАТАЛИТИЧЭкологическая ситуация в крупных городах и промышленных центрах России все более ухудшается, и в этом во многом повинен автомобильный транспорт, загрязняющий окружающую среду. Страшно сказать, но только один грузовик ЗИЛ130 после пяти лет эксплуатации выбрасывает за год в атмосферу около 130 тонн вредных веществ. Впрочем, об этом журнал писал уже много раз. Но сегодня есть особый повод вновь обратиться к теме. Сделает это Сергей ХРУСТАЛЕВ - главный инженер АО "Нотек". Наверно, каждый грамотный автомобилист представляет себе, что заметно улучшить экологическую обстановку можно только комплексными мерами: наладить Регулировка системы зажигания 6,25% Система выпуска 1,55% Топливопроводы 1,88% Топливные форсунки 3,22% Датчик расхода воздуха 3,10% ^ Механические дефекты 1,90% Обрывы проводов, плохой контакт 2,80%Рис. 1. Размещение системы нейтрализации в автомобиле: 1 - электронный блок управления составом бензовоздушной смеси; 2 - нейтрализатор; 3 - лямбда-зонд.производство высококачественных бензинов и масел, модернизировать (или заменить) применяемые сегодня двигатели, оснастить их системами впрыска топлива и, что особенно важно, каталитическими нейтрализаторами. Последние, как известно. резко улучшают экологические показателиавтомобилей, и применение их за рубежом становится все более обязательным. В Германии, например, с 1 апреля этого года на 100% поднялись налоги на машины, не оборудованные такой системой. Но это так, к слову. А сейчас о наших делах, связанных с созданием своих отечественныхЩинейтрализаторов и их внедрением на автомобили российского производства. Применяемые в автомобилях нейтрализаторы основаны на каталитическом процессе окисления вредных соединений СО и СН и восстановления NOx. В качестве катализатора, как известно, используют драгоценные металлы (платину, родий, палладий), с помощью которых процесс нейтрализации идет наиболее эффективно. Все конструкции этих систем предполагают установку так называемого X (лямбда)-зонда с электронным управлением составом топливной смеси, что обеспечивает оптимальную работу двигателя и нейтрализатора (рис. 1). Более того, лямбда-зонд предотвращает возникновение пожароопасной ситуации при нарушениях в работе двигателя (перебои в системе зажигания, плохо работаю-Рис. 2. Неисправности системы нейтрализации (в %).Рис. 3. Каталитические нейтрализаторы с разными блоками-наполнителями: а - из гофрированной фольги; б - из керамики; в - из нового материала.34ЗА РУЛЕМ 6/97