110
111
ПДД В СИТУАЦИЯХПродолжаем начатую в четвертом номере рубрику "ПДД в ситуациях". По статистике ГАИ наиболее аварийными считаются перекрестки и перестроение транспорта. Это подтверждает н читательская почта. Правда, в большинстве писем не вопросы о том, как правильно проехать перекресток или сменить полосу движения. В них просьбы разобраться в последствиях ДТП. Печально, но водители путаются порой в элементарных понятиях. Оттого их поведение на дороге становится непредсказуемым. Сегодня рассмотрим три, как говорится, случая из практики. Простыми они кажутся лишь на первый взгляд. На самом деле с них начинаются многие аварии. Разобраться в тонкостях ситуаций и на этот раз нам помогут специалисты Научно-исследовательского центра ГАИ МВД РФ.ДА -ШПри одновременном перестроеНа наших дорогах подобнии двух автомобилей, движуные ситуации - не редкость, щихся попутно, тот, что нахо­при этом почему-то многие забывают, что перестраиваться дится справа, имеет преимущенадо, ство. Поэтому в первой ситуане создавая помех (то есть ции водитель левого автомобине вынуждая других измеля, имея помеху справа, долнять направление движения жен уступить. В двух других -или скорость). Самый обычный дорогу уступают те машины. пример. На забитых транспортом водители которых хотят переулицах обязательно найдутся "умники", полагающие, строиться на соседнюю полосу что движения. Разумеется, о "поме"автослалом' позволит им быстрее приехать из пункта Ав хе справа" здесь речи быть не пункт В. На самом деле они должно. прокладывают маршрут к неизбежному ДТП. Причем неприятности поджидают их (и не только их) при "подрезании". Водитель, перед которым неожиданно появился автомобиль, вынужден тормозить. Если следующий за ним не соблюдал дистанцию, что в условиях напряженного движения случается часто, а порой и неизбежно, то... Конечно, последнего обвинят в несоблюдении пункта 9.10, но к ответственности должны привлечь и инициатора аварийной обстановки. Для этого нужно запомнить и занести в протокол номер машины лихача. Если он скрылся, а свидетели могут подтвердить его вину, то отвечать ему придется и за то, что оставил место происшествия. В этом случае суд признает и учтет отягощающие обстоятельства и "спортсмену" придется оплачивать большую часть ремонта.Параллельно едут две машины. Ситуация 1. Обе машины практически одновременно подали сигнал о перестроении (фото 1). Ситуация 2. Правая машина, двигаясь впереди, начала перестроение, а левая продолжает движение в прямом направлении (фото 2). Ситуация 3. Правая машина едет прямо, а левая, двигаясь впереди, начинает перестроение (фото 3). Кто должен уступить дорогу в каждой из ситуаций? Применимо ли здесь определение "помеха справа"? НИЦ ГАИ: Согласно пункту 8.4 ПДД, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. 110 ЗРЛМ 69 АУЕ /7 Кстати, мы недаром в двух уступить водитель, к которому Нерегулируемый перепоследних ситуациях упоминатранспортное средство прибли­кресток с трамвайными путяем "помеху справа". Еще нахожается справа". На самом же ми. Ситуация 1. На него однодятся инспекторы, "со знанием перекрестке действует пункт временно с трамваем с продела" обвиняющие пострадав13.11: "На перекрестке равнотивоположных направлений ших в том, что они не уступили значных дорог водитель... обявыезжают автомобили. Ситудорогу. Следовательно, вина зан уступить дорогу транспортация 2. То же самое, но перед будто бы обоюдная и... разъезным средствам, приближающимвыездом на перекресток для жайтесь, господа-товарищи. Не ся справа". Итак, суть обоих пунтрамвая установлен знак: так это, не так. ктов одна: дорогу уступает води"Уступите дорогу". Кто должен уступить? И последнее. Не забывайтель, к которому транспортное те про пункт 9.4, запрещающий средство приближается справа. на загородных дорогах заниПри въезде на перекресток мать левый ряд при свободном с круговым движением водиправом. Это требование растель может не подавать сигнал пространяется и на населенповорота, поскольку дорога не ные пункты, если дорога обоменяет направления. В то же значена знаками 5.1, 5.3 или на время при выезде с перекрестней разрешено движение со ка пункт 8.1 обязывает водитескоростью более 80 км/ч. лей включить сигнал. На фото 4 показано по суПерекресток с круговым ществу пересечение равнодвижением. По дороге с двузначных дорог. В Москве в мя полосами в одном направбольшинстве случаев круговое лении автомобили выезжают движение организовано именно на круг, где уже находятся матак. Соответственно автомобишины, траектория движения ли, движущиеся по кругу, должкоторых пересекает их путь. ны уступать дорогу тем, кто По какой траектории должны въезжает на перекресток. В выезжать на круг машины из других городах перед пересечеразных рядов? Кто должен нием с круговым движением нередко устанавливают знак уступить дорогу (фото 4)? НИЦ ГАИ: Согласно пункту 7.13 "Направление главной до8.5 ПДД, водители, въезжаюроги" (фото 5). Если на нем щие на перекресток, где органиглавной дорогой обозначено зовано круговое движение, не движение по кругу, то, разумеобязаны перестраиваться на ется, уступают те, кто находиткрайнюю правую полосу проез- ся на второстепенной.Пункт 13.11 также предусматривает, что на перекрестке равнозначных дорог водители и автомобилей, и трамваев должны разъезжаться между собой (трамваи с трамваями, автомобили с автомобилями) по правилу "правой руки": пропускать транспортное средство, приближающееся справа.жей части. Они могут продолжать движение по той полосе, которую занимали при подъезде к перекрестку. При въезде же на перекресток очередность проезда регламентирует пункт 8.9, который гласит: "...когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу долженНИЦ ГАИ: В первой ситуаПОСЛЕСЛОВИЕ. В следуции (фото 6), на перекрестке ющем выпуске "ПДД в равнозначных дорог, пункт ситуациях" мы вернемся к 13.11 ПДД дает преимущество проблеме проезда перекретрамваю. Безрельсовые трансстков, ибо это - действипортные средства (автомобительно проблема. Если парули) должны уступить ему доротройку основных знаков вогу. Если же трамвай (фото 7) дители помнят (и выполнявыезжает на перекресток со ют), если в "трудных" ситуавторостепенной дороги (вторая циях следуют правилу "деситуация), то, согласно пункту лай как другие", то на пере13.9 ПДД, преимущество у авкрестках в лучшем случае томобилей. Причем трамвай смотрят на светофор. Нередолжен уступить дорогу незагулируемые же перекрестки висимо от дальнейшего движе- "терра инкогннта" и расния автомобилей. Другими слосчитывать здесь на осторожвами, не важно, продолжат ли ность, внимание к участниони движение по главной дорокам дорожного движения не ге или свернут на второстепенприходится. По "газам" и ную. В любом случае трамвай вперед. В неизвестность. обязан их пропустить. Печально, господа.ЗА РУЛЕМ 6/97111