137
GOHMHGA3MH• ПРИЦЕП - МАШИНА БЕЗ МОТОРАС проверки исправности должна начинаться любая поездка на машине. Это относится также ик прицепу. На что здесь следует обратить внимание? Прежде всего - это тягово-сцепное устройство (ТСУ), подвеска, крепление колес и работа световых приборов. Перед поездкой осмотрите ту часть ТСУ, которая выступает из-под заднего бампера, а два-три раза в сезон - балки и опорные кронштейны в местах крепления к кузову автомобиля на предмет отсутствия трещин и люфтов. Особо следует сказать о замковом устройстве (ЗУ) прицепа. Проверяйте его при каждой поездке, обращая внимание на то, что оно независимо от конструкции (со сменными вкладышами, с фиксацией с помощью клина и т. п.) должно обеспечивать беззазорную сцепку автопоезда. Страховочные цепи или тросы, которые удержат прицеп при поломке или расцеплении ЗУ, не должны провисать до дорожного покрытия. Внимательно осмотрите дышло в местах крепления к корпусу прицепа, особенно в тех случаях, когда дышло раздвижное или съемное. Убедитесь в отсутствии стуков в подвеске и ТСУ. Рекомендуемое давление в колесах, указанное в инструкции, относится, как правило, к полностью загруженному прицепу. Но очень часто можно видеть, как по улице "летит" автомобиль, а сзади грохочет пустой прицеп. Причина проста - его подвеска рассчитана на движение с грузом, а при весе самого прицепа 100-200 кг она просто не работает. Рекомендация на этот случай проста - снизить давление в колесах до 0,8-1,0 атм. После загрузки прицепа давление вновь доведите до нормы. У некоторых моделей жесткость подвески регулируется, но таких очень мало. Для повышения устойчивости автопоезда повысьте на 10-20% давление в колесах задней оси буксировщика. Кстати, на этот случай можно порекомендовать удлинить шнур питания автокомпрессора или сделать дополнительную розетку в багажнике. Для большинства моделей легковых автомобилей можно подобрать пружины задней подвески повышенной жесткости, рассчитанные на более высокую нагрузку. Серийно выпускать прицепы для легковых автомобилей стали у нас сравнительно недавно - с 1972 года (первая модель - ММЗ-81021). Сегодня прицеп стал незаменимым помощником в личном хозяйстве, мелком бизнесе и строительно-ремонтных работах. Тем полезнее показались нам опыт и советы Александра ГОЛОУЛЬНИКОВА по эксплуатации прицепа с легковым автомобилем.Загружать прицеп следует так, чтобы центр тяжести был как можно ниже, а вертикальное усилие, приложенное к шару, составляло не более 10% полной массы. ИногдаПрицеп воздействует на автомобиль не только на ходу, и даже такая операция, как, например, смена заднего колеса, имеет определенные особенности. Когда вы начнете поднимать домкратом заднюю часть автомобиля, то можете вдруг обнаружить, что в воздухе висит не только заднее, но и переднее колесо того же борта. Даже не учитывая покатого профиля дороги, а также того, что машина стоит, как правило, на неширокой обочине, вы рискуете создать очень неустойчивое равновесие, вывести из которого вашу "конструкцию" может любой проехавший мимо грузовик. Поэтому самое надежное решение - отцепить прицеп на время смены колеса. Это убережет вас от возможных травм, а машину И последний совет, относящийся к эксот вмятин в дверях, вывернутых поддомкратОбязательным предметом проверки перед выездом должны стать световые прибоплуатации: не ленитесь в поездках осматриников и разбитых тормозных барабанов. ры. Чтобы потратить меньше времени и обойвать прицеп, а также на ощупь проверять наПравда, отцепить груженый прицеп не всегда тись без помощников, включите габаритный грев колесных ступиц. Зачастую заводы- по силам - может понадобиться и частичная свет, аварийную сигнализацию и деревянным изготовители экономят на смазке подшипниего разгрузка. бруском длиной около 50 см нажмите на пеков. Регулировка их затяжки должна провоВ общем, главное в дороге - не забывать даль тормоза, уперев второй конец в подушку диться не реже, чем в ступицах передних коо том, что за автомобилем "бежит" прицеп, а i сиденья. Под сиденьем брусок много места не лес автомобиля. то он сам о себе напомнит, и не в самый подзаймет, а в дальнейшем не раз пригодится. В движении главный принцип - любые ходящий момент.ЗА РУЛЕМ 6-97 137приходится перевозить длинномерные грузы (доски, брус и т. п.) на прицепах, у которых передний и задний борта несъемные и неоткидные. В этом случае можно искусственно понизить центр тяжести, загрузив на дно балласт мешок цемента, два-три десятка кирпичей. Если же борта откидные, то откинутый борт дополнительно закрепите или просто снимите. Ежегодно при подготовке к техосмотру владельца прицепа ждет одно и то же - подкраска переднего борта, который обычно весь иссечен мелкими камешками из-под колес. Ржавчина после зимней слякоти довершает дело. Не особенно помогают и брызговики позади задних колес. Избежать ежегодной подкраски поможет кусок брезента или другого прочного материала, которым "драпируют" передний борт. При этом не следует забывать про световозвращатели: на импровизированном чехле можно проделать отверстия или повесить дублирующие катафоты. Хорошо бы сразу комплектовать прицеп тентом увеличенного размера - и борт защищен, и груз в дождливую погоду сухой. Кстати, натянутый тент дополнительно страхует груз от утери, а кроме того, открытый кузов имеет повышенное аэродинамическое сопротивление.маневры допустимы только при наличии избыгочного запаса времени и расстояния. У автомобиля с груженым прицепом, не оборудованным тормозами, существенно возрастает тормозной путь. Более внимательно относиться к скоростному режиму заставляют прицепы с колесами меньших размеров нежели стандартные автомобильные (например, 5,0/10 или 4,0/10). Вопервых, у миниатюрных колес больше шансов быть поврежденными на колдобинах, а вовторых, вращаются они с большей скоростью, охлаждаясь воздушным потоком хуже, и поэтому более склонны к перегреву. Серьезно отнеситесь к выбору боковых зеркал заднего вида. Они должны быть такого размера и формы, чтобы были видны не только борта, но и колеса прицепа. Своевременно почувствовать прокол, особенно при малой загрузке, трудно - и очень часто его обнаруживают уже тогда, когда от покрышки мало что осталось, а диск по форме приближается к квадрату.