140
GOHMHGABMHмногих бед. К сожалению, на наших за ­ правках по-прежнему из колонки с надписью "АИ-92" можно залить "76-й", а вместо "95-го" всего лишь "92-й", да к тому же "неэтилированный" окажется с добавками тетраэтилсвинца. Как правило, в баках автомобилей, прибывших к нам на ремонт, оказывалось топливо с октановым числом ниже положенного. Детонация (а выделить ее в иномарке с хорошей шумоизоляцией весьма сложно) - следствие попадания плохого топлива в цилиндры, что влечет за собой разрушение поршней и колец. Этилированный же бензин за десяток-другой километров выведет из строя датчик кислорода в системе питания автомобилей с электронным впрыском, а тот, в свою очередь, даст неверную информацию компьютеру. В лучшем случае мотор недолго покоптит, выплевывая богатую смесь, и заглохнет. В худшем - повысится температура в камере сгорания и прогорят клапаны или поршни. Как избежать этого? Заправляться на На зубчатом ремне срезались зубья и результат был мгновенным: погнутый клапан, разрушенный поршень, оборванный шатун. характеристике свечей. Иностранные двигатели, как, впрочем, и отечественные, очень чувствительны к калильному зажиганию - возгоранию смеси от перегретого электрода свечи при средних и высоких нагрузках. За очень небольшой пробег оно может расплавить днище поршня! Кстати, выделить калильное зажигание из шума работающего мотора не так-то просто. В последнее время списки наших посетителей пополнили любители аэрозольных баллончиков с легковоспламеняющимися составами для пуска моторов. З а ­ помните: дизельные двигатели могут сильно пострадать от передозировки. Даже 1 см 3 такого состава способен переломать все поршни - слишком велики возникающие нагрузки - состав-то воспламенится слишком рано. И последнее. Оказывается, не все наши автолюбители могут правильно преодолевать серьезные водные преграды. Высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд и, в первую очередь, для двигателя. Вода запросто может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много - гидроудар неизбежен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода ударится в воду будто в стену и давление в цилиндре превысит норму в несколько раз. Погнутые или сломанные шатуны - результат неудачного форсирования водной преграды. Правда, бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто остановиться. Попробуйте пустить его стартером. Не получается - выверните свечи и проверните коленчатый вал. Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возникли стуки в блоке, значит, повреждены шатуны и мотор надо немедленно остановить. Если же все обошлось - вам крупно повезло.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬВ первом номере журнала за этот год в статье об автоматических коробках передач вы пишете, что нельзя, по аналогии с "механикой", пытаться "раскачать" забуксовавшую машину с "автоматом". Однако в "Руководстве по эксплуатации автомобилей "Форд" написано: "Для того, чтобы выехать из грязи или снега, попытайтесь движениями вперед-назад (раскачка) вызволить автомобиль". Кто же прав? Прежде всего, необходимо разо ­ браться, что понимать под термином "раскачка". Каждый, кто когда-либо выталкивал застрявшую машину, знает, что, если не удалось это сделать с одного раза, следует ее толкать синхронно с собственной частотой колебаний в накатанном углублении. Амплитуда движений при этом возрастает, и в какой-то момент колеса перекатываются через препятствие. Того же результата можно достичь, если, опять-таки синхронно с раскачиванием автомобиля, переключать первую и заднюю скорости, "подталкивая" его двигателем. А поскольку период собственных колебаний застрявшей машины редко превышает секунду, работать рычагом коробки передач приходится с максимальной интенсивностью. Но механическая коробка тем и хороша, что включается практически мгновенно. "Автомат" же более "задумчив", после перевода рукоятки селектора ему необходимо несколько десятых долей секунды. Некоторые конструкции позволяют сократить этот промежуток, увеличив обороты двигателя еще до полного соединения передачи. Но при этом включение передач происходит более жестко, а нагрузка на фрикционы ко ­ робки многократно возрастает (подробно об автоматических коробках передач см. ЗР, 1997, № 1 , 2 ) . Что же касается рекомендаций инструкции, то здесь, вероятно, повинен неточный перевод. Скорее всего, имелось в виду просто попеременное движение вперед и назад с частотой, намного меньшей частоты собственных колебаний застрявшей машины. При этом после остановки в крайней точке селектор не спеша переключается и движение начинается воб ­ ратную сторону. Раскачкой, в привычном понимании, этот процесс назвать нельзя.О бордюрный камень помяли поддон: в головку цилиндров перестал поступать необходимый объем масла и двигатель отреагировал разрушенной постелью распредвала.проверенных новых АЗС с импортным оборудованием - его нечистым на руку операторам труднее обмануть. А после заправки сомнительным бензином вслушиваться в работу мотора, не насиловать его резкими разгонами и большими оборотами, преодолением тяжелых дорог. Свечи зажигания - любимые детали наших клиентов. Чуть что не так, первым делом именно их и меняют, часто забывая при этом о калильном числе - основной 140 ЗРЛМ 6/97 А УЕВо всех названных здесь случаях в первую очередь страдают подшипники коленчатого вала, потом газораспределительный механизм и цилиндропоршневая группа. Ремонт мотора нынче дорог, поэтому обратите внимание на приведенные нами причины отказов двигателя и постарайтесь изменить свое отношение к его обслуживанию и эксплуатации. И еще: коль уж случилась неприятность, не стоит ее усугублять. К примеру, загорелась лампа давления масла - не пытайтесь дотянуть до гаража своим хо ­ дом. Лучше найти буксир и "на веревке" добраться до места. Не исключено, что мотор можно будет спасти меньшими си ­ лами и средствами.