40
41
ОСВОЕНИИ НОВОГО0 * ^ ели верить Советскому энциклопеди1£>ческому словарю, статус города За\т волжье получил уже после ввода в строй моторного завода. Вначале это был просто поселок, возникший при строительстве Горьковской ГЭС в 1948-1956 гг. Когда на ГАЗе встал вопрос об отдельном моторном производстве, лучшего места было не найти - всего в 60 километрах выше по течению Волги, электричество - рядом, что еще надо? Днем рождения завода считается 17 апреля 1958 года. Заволжскии моторный завод раньше не баловал потребителей новинками, и вдруг на тебе, совсем новый мотор, да какой! Впрыск топлива, четыре клапана на цилиндр, гидротолкатели... Ради этого, уже представленного в журнале двигателя (ЗР, 1996, № 6), наши корреспонденты Олег БУДКИН и Антон ЧУЙКИН и отправились на ЗМЗ, где мотор поставили на редакционную "Волгу". Но то, что они попутно узнали там, наверно, представляет интерес и для наших читателей. Судите об этом по публикуемым здесь заметкам. другому грядущие экологические нормы не выполнить. - С чугунным блоком цилиндров, позволяющим гарантировать надежность высокофорсированного мотора. Отказ от традиционного алюминия был весьма ответственным шагом - завод всегда был ориентирован на крылатый металл, располагает мощным литейным производством. А заготовки серийных чугунных "406-х" блоков по сию пору возят из Нижнего. - С четырьмя клапанами на цилиндр, чтобы достичь высокой литровой мощности и, естественно, общей, эффективной. Существовавший поначалу вариант двигателя с двумя клапанами на цилиндр развивал только 125 л. с , а ГАЗу по техзаданию нужно было 140-150 л. с. - С минимальной трудоемкостью технического обслуживания. Самая продолжительная операция при ТО - регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов. От нее избавились, применив гидротолкатели, а заодно - и гидронатяжители цепей. О чем сейчас с сожалением говорят конструкторы, так это о нереализованной идее - регулировке фаз газораспределения. Очевидно, она достанется какому-нибудь следующему мотору. организация называлась уже иначе). Там их поставили на "волги", одна из которых както попала в сопровождение машины главного чекиста страны. А у того был редкий в ту пору "Вольво", оставлявший обычно позади весь кортеж. В этот раз всю дорогу от дачи до Лубянки на хвосте сидела обычная с виду черная ГАЗ-3102, оторваться от которой иномарке не удалось. Шеф подивился прыткости "Волги", поинтересовался, что у нее под капотом, и... заказал еще несколько десятков моторов для оперативных машин. Не беремся судить, так это было или нет, во всяком случае, первые моторы "406" попали в гараж особого назначения (ГОН) и на Лубянку. Двигатели были еще сыроваты, да к тому же совершенно неизвестны ремонтникам, так что поначалу бригады из Заволжья буквально поселились в ГОНе, присматривая за своей продукцией и обучая персонал. Новая "Волга" ГАЗ-3105, о необходимости которой, как уже было сказано, заговорили еще в начале 80-х, безнадежно запаздывала, а мотор для нее уже был готов. Продолжая в массовом производстве делать прежние двигатели, заводчане, чтобы отработать технологию и убрать мелкие огрехи в конструкции "406-го" (завершитьДвигатели Заволжского моторного завода. Слева направо: перспективный дизель на базе "406"; ЗМЗ-4062.10 с электронным впрыском топлива; 8-цилиндровый ЗМЗ-511.10 для грузовиков и автобусов; "ветеран" 3M3-402.10 для "Волги" и РАФа; опытный бензиновый 3M34064.10 с турбонаддувом; карбюраторный ЗМЗ4061.10 для "Газели".троили ЗМЗ, чтобы делать новые, весьма современные по тем временам моторы - верхнеклапанные, с алюминиевым блоком. Начали с четырехцилиндровых - в ноябре 1959 года собрали первый мотор для "Волги" ГАЗ-21, в 1963-м пришла очередь восьмицилиндровых для грузовиков, вездеходов и военной техники. В 1970 году по конвейеру пошли двигатели для новой "Волги" ГАЗ-24. А потом... больше 20 лет ЗМЗ ничего нового не выпускал - продукция ГАЗа пользовалась плановым спросом, и существующие моторы всех как бы устраивали. Правда, в 80-е годы ГАЗ стал готовить замену стремительно устаревающей "Волге", и новой машине решили дать новый двигатель - резервы модернизации прежнего были исчерпаны до дна. В Заволжье перспективным мотором начали заниматься в 1983 году - прорабатывали концепцию, выбирали конструктивные решения пока по собственной инициативе. Тремя годами позже Минавтопром утвердил техзадание на двигатель ЗМЗ для Горьковского автозавода. ^•f*^jp° то, как "406-й" получал путевку в Будущий "406-й" конструкторы ЗаволжI жизнь, на ЗМЗ рассказывают такую 1 »историю. Несколько двигателей из ского завода видели таким. - С впрыском топлива под управлениэкспериментального цеха передали для исем электроники - уже было ясно, что по- пытаний в гараж КГБ (возможно, тогда этаСхц ТЕХНИКАнвтЯШ(программа, по которой работает электронный блок, пока не отлажена), при разгоне возникает чувство полета. Еще бы, момент - 323 Н м, максимальная мощность - 200 л. с. Наверное, такой двигатель на нынешнюю "Волгу" вовсе ставить нельзя - уж больно велика разница между их возможностями. ^ g j ажнее всего для ЗМЗ и нужнее ГАЗу | Ч сейчас дизельный двигатель. Вернее, |*г даже два - чтобы на "волги" с "газелями" был один, а на грузовики и автобусы другой, побольше. Несмотря на присутствие австрийского конкурента "Штайра" (ЗР, 1997, № 3), на ЗМЗ дизельную тематику развивают, считая ее перспективной. Ведь "Штайром" единым сыт не будешь... Один мотор делают на базе "406-го" заводские конструкторы. Дизелистов в стране немного, методикой расчета рабочего процесса занимались раньше только в НАМИ, так что завтра этот двигатель на "газелях" не появится, но сам факт работы над ним вдохновляет. Возможно, доводку его осуществит фирма "Рикардо" или, может быть, AVL - авторитеты в этой области. Другой дизель доводят до ума на Ярославском моторном заводе, и он должен заявить о себе совсем скоро. Это четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 4 л, мощностью примерно 135 л. с. и крутящим моментом 500 Нм. Есть еще совсем новый мотор, пока только на чертежах - V-образная "шестерка" объемом 3,2-3,4 л, мощностью 210-220 л. с. Раньше XXI века этот двигатель вряд ли появится, да и сложностей с ним, наверняка, будет немало - V6 для ЗМЗ непривычен.Самое удивительное, что идею эту удалось осуществить, и с 1993 года ПМС полностью изготовляет моторы - от механообработки до обкатки. Это и сейчас самое новое, чистое, хорошо оборудованное производство - в общем, гордость ЗМЗ. ПМС выпустило несколько тысяч моторов, ввело около 500 изменений в их конструкцию, чтобы сделать "406-е" надежными и технологичными. Двигатели разошлись по всей стране, приучая водителей к тому, что и "Волга" может быть резвой машиной. Что ж, производство малых серий свою задачу по моторам этой модели выполнило. Теперь на очереди другие двигатели этого семейства - с увеличенным объемом, дизели! Ну а пока юбилейный десятитысячный ЗМЗ-4062.10 прошел уже по конвейеру основного производства. На этот год ГАЗ заказал 50 тысяч новых моторов - теперь они почти сравняются по объемам выпуска со старыми "402ми", которых сделают тысяч 60-70. Заводу придется поднапрячься - все-таки "406-е" намного сложнее и требуют высокой культуры производства. На сборочном конвейере мы видели небольшие учебные группы, где опытные слесари готовят новичков к работе с "406-ми". Единственная операция при сборке, которая проще на новом двигателе, - регулировка клапанов (ее попросту нет). Все остальное - сложнее, а вообще мотор проводит на конвейере в среднем 5,5 часа - на два больше, чем старая модель. о не может же у нас быть все хорошо да гладко. Добавим ложку дегтя - поговорим о ценах и сервисе. Новый мотор соблазняет многих потенциальных потребителей, тем более что завод самДесятитысячный ЗМЗ-4062.10 на конвейере.Иохотно берется за его установку на "волги" клиентов. Отпугивает цена - больше 14 миллионов рублей (старый "402-й" почти в два раза дешевле). Остается надеяться, что массовое производство удешевит мотор, как это происходит во всем мире. Потребитель о новом моторе знает немного - и это вина и ЗМЗ, и ГАЗа, не позаботившихся о выпуске литературы. Сервис "406-му" нужен только фирменный, на первой попавшейся СТО его не знают. Здесь, очевидно, положение также исправится с ростом выпуска, то есть, надеемся, вот-вот. Из всего обширного 406-го семейства (ЗР, 1996, № 6) сейчас в производстве три модели одного рабочего объема - 2,3 л: 4062.10 с впрыском топлива для "Волги" и два карбюраторных для "Газели" - 4061.10 (степень сжатия - 8,0, топливо - бензин А76) и 4063.10 (степень сжатия - 9,5, бензин-АИ-91). В опытных образцах - пока модель 4064.10 с турбонаддувом. Один такой двигатель установлен на заводскую "Волгу", и нам дали на ней немного прокатиться. Несмотря на некоторые сбои в подаче топливаИаши беглые заметки о четыреста шестом двигателе Заволжского моторного подошли к концу. Мы намеренно опустили многие технические подробности - об одних журнал недавно уже писал, о других еще напишет, основываясь на собственном опыте эксплуатации. Завершить же хочется тем главным впечатлением, которое мы вынесли из нашей поездки: ЗМЗ, бесспорно, крепкое предприятие, и в том, что с его моторами наши железные кони станут гораздо резвей, сомнений нет.