104
''-ПОКОСА''Японские автомобили завоевали не только российский Дальний Восток, но и заняли прочные позиции на всей территории, простирающейся за Уральским хребтом. Пусть правый руль при правостороннем движении неудобен, пусть "японки" уже не первой молодости, зато они подчас гораздо надежнее, чем новые отечественные, а главное - намного дешевле. Только вот откуда берутся "бэушные" японские автомобили на просторах нашего отечества? Действительно ли, как утверждают многие, это никчемный мусор со свалок, который интересует разве что сверхнеприхотливых россиян? Сегодня об этом рассказывает Андрей УГОЛЬКОВ, работавший в Японии врачом и интересующийся автомобильной темой.IIТранспаранты "Открытие выставки-продажи". Вполне современные модели. Цены около 1 500 000 иен ($14 000). Не для наших моряков, студентовстажеров и прочих "временных".Небольшой комиссионный магазинчик. Машины "не очень", цены - от 2,5 до 4,5 тыс. долларов.В Японии действуют довольно строгие правила, регламентирующие регулярные техосмотры машин (по-японски - "сякэн") и обязательное техобслуживание, подетально и пооперационно расписанное в сервисных книжках - они есть у каждого владельца машины, в любой автомастерской. Для каждой детали автомобиля четко определен срок службы - за точку отсчета обычно берутся 10 тысяч км пробега или шесть месяцев эксплуатации - что раньше наступит. Когда и что менять, отрегулировать, просто проверить надежность крепления или наличие внешних дефектов квалифицированный техник (других в фирменном японском автосервисе просто нет) определяет строго в соответствии с регламентом сервисной книжки. Техосмотр, тем не менее, все машины проходят ежегодно - это так называемый инструментальный контроль, который стал в последнее время предметом острой дискуссии в Москве. Занимает он немного времени и обходится владельцу машины в $100. В первые годы своей жизни (примерно до пяти лет) автомобиль обычно не требует серьезного вмешательства мастера качество японской техники залог этому. За год-два (в зависимости от срока гарантии) вы не затрачиваете ни иены на его техническое обслуживание. А вот дальше начинаются расходы. Каждые полгода, год, два механику приходится заполнять все больше пустых квадратиков в вашей сервисной книжке, при этом деталь может быть абсолютно пригодной, без малейших признаков износа - наступил срок и она подлежит замене. Дорога не столько сама деталь, сколько работа механика: квалифицированный труд в Японии - один из самых высокооплачиваемых в мире. Автосервис тоже не самый дешевый. К примеру, масло 104ЗРЛМ 6/97 А УЕвам заменят за $200 при цене четырехлитровой канистры $15-20. Японцы, как правило, свои автомобили не обслуживают, полагая, что каждый должен заниматься своим делом. И чем старше машина, тем она обходится дороже, притом это не зависит от вашего желания. Скажем, во время профилактического техобслуживания ("тэйки тэнкэн сэйби") вам, например, могут полностью заменить все колеса, что стоит около $1200, хотя, по нашим российским меркам, им еще ходить и ходить. Но в Японии со специалистами и тем более с инструкциями, которыми они руководствуются, не спорят. Не спорят, но начинают считать. И приходят к выводу, что тратить тысячи долларов на поддержание десятилетнего "Ниссана", даже очень любимого, просто невыгодно. Куда практичнее купить новый, тем более что в Японии, как во всем цивилизованном мире, автомобили продают в рассрочку. Именно к этому неизбежно толкает владельцев машин точно просчитанная государственная политика в отношении автовладельцев, завуалированная заботой о безопасности своих граждан, борьбой за сохранение окружающей среды (что есть, то есть) и т. д. Вся система жесткого контроля за техническим состоянием автомобиля с обязательным постоянным обновлением все большего числа деталей и узлов - это могучая поддержка национальной автоиндустрии. Большинство японцев везут на продажу свою вполне еще приличную машину в ту же фирму, где ее приобрели, и покупают там новую модель с учетом стоимости (обычно небольшой, чисто символической) сданной. Далее машина поступает в распоряжение Ассоциации торговцев подержанными автомобилями, располагающей по всей стране сетью комиссионных автостоянок.Если ваша машина все-таки "дошла до ручки" или еще в юном возрасте встретилась с деревом, столбом или другой машиной, ей прямой путь на свалку. Но чтобы "пристроить" ее туда, нужно выложить определенную сумму. Тогда бывший хозяин машины получит справку от хозяина свалки, что автомобиль сдан, и у него не возникнет проблем с регистрацией нового автомобиля ис дорожной полицией. Если же старую машину просто гденибудь бросить, владельца все равно найдут и раскошелиться ему придется и за то, что его искали. Итак, на автосвалку попадают или битые, или действительно изношенные автомобили. Здесь их разбирают на запчасти и то, что годится к употреблению, продают. Стоимость деталей на таком автомобильном кладбище раза в два-три ниже, чем в магазине или в фирменном автоцентре. Например, владелец "Тойоты-Камри" 1988 года выпуска, разбив фару, не спешит в салон покупать новую за $300, а отправляется за город на автосвалку и находит там то же самое за $100. Выигрыш ощутимее, если заменяется крупная деталь или агрегат. Скажем, за двухлитровый двигатель на новую "Тойоту МР-2" в сервисе отдашь около $10 000 (с установкой), а на кладбище машин почти новый (покореженные спортивные машины здесь не редкость) - $5000 и тоже с установкой. Этим занимаются крупные компании, владеющие огромными, в несколько гектаров, "автокладбищами", большим штатом сотрудников, офисом, боксами для ремонта со всем необходимым техоснащением...Типичная автосвалка. Головная боль для местных властей (съедают жизненное пространство), но рай для наших туристов - любая деталь почти даром.