aDОчень хочется иметь свою машину, а денег мало. Что же можно купить самое дешевое, чтобы хоть как-то начать ездить? Такой вопрос встает сегодня перед теми, кто имеет садовый участок вдали от города, кто вступает в жизнь, начав работать или завершив образование, да и вообще перед многими, кто мечтает о независимости хотя бы от общественного транспорта. Своими мыслями по этому поводу делится недавний выпускник МАДИ Даниил МИНАЕВ. Что и как покупать. Для осуществления такого желания, как минимум, необходимы 400 - 700 долларов. В Москве за такую цену можно выбирать из множества аварийных автомобилей любых марок, годных разве для разборки на запчасти. Но это нас не будет интересовать. Можно остановить свой выбор на "стариках и старушках" - "москвичах-401", 408, ГАЗ20, ГАЗ-21 - весьма потрепанных, изношенных, ржавых. Это очень устаревшие конструкции, требующие трудоемкого техобслуживания при дефиците запчастей. Возраст их исчисляется тремя десятками лет. Одно из их немногих достоинств - недорогие эксплуатационные материалы. Наконец, автомобили ЗАЗ-966, 968, 968А, 968М 1976-1994 годов выпуска в состоянии "на ходу", о которых и пойдет речь. Прежде всего вы должны представлять, на какой срок хотите приобрести машину и какую цену готовы за нее заплатить. В Москве это выглядит примерно так. До $300: ЗАЗ-965. 966, 968, реже 968М 1969-1985 годов выпуска, изрядно походившие, часто ржавые, пробег - 50-120 тыс. км. $300-500 - типичная цена для автомобиля ЗАЗ-968, 958М в рабочем состоянии 1978-1992 годов выпуска. Иногда за такую цену можно получить почти новую машину, но требующую какого-то ремонта, или 10-15-летнего возраста, но с небольшим (до 40 тыс. км) пробегом. Это наиболее предпочтительные для покупки автомобили, а вот за $500-700 предлагают, главным образом, модель 968М 90-х годов выпуска. Иногда встречаются машины вообще не бывшие в эксплуатации или с очень малым пробегом, а то и совсем новые машины, но с дополнительными органами управления для инвалидов. Еще в эту группу попадаю*г*хорошо отлаженные, в отличном состоянии "запорожцы", имевшие до продажи одного бережливого хозяина. Но такие бывают довольно редко и стоят несколько дороже- около $800. Прикидывая, сколько вы можете заплатить за автомобиль, не забудьте, что после покупки вам понадобится приблизительно $100 на оформление документов. Итак, возможные предложения рассмотрены. Теперь поговорим о том, где и как приобрести машину. Чаще всего ориентируются на га82 ЗРЛМ 6/97 А УЕ зетные объявления, но это не единственный путь. Можно еще походить по жилым кварталам и посмотреть на "запорожцы", стоящие во дворах. В Москве, например, просто уйма погибающих машин, ставших по тем или иным причинам ненужными хозяевам. Часть из них - металлолом. Другие - еще годны к употреблению. Если вы сумеете разьюкать владельца, то чаще всего он с радостью отдаст вам автомобиль по удовлетворяющей вас цене. Интересные предложения можно встретить, посетив несколько кооперативных гаражей. где еще стоят "запорожцы". Если цена на предложенный вам экземпляр окажется выше приведенной здесь, стоит повременить со сделкой и посоветоваться с кем-нибудь из опытных владельцев "Запорожца" (советы владельцев "жигулей", "волг" и других, не имевших дело с этой маркой, часто бывают ошибочны) Как обслуживать. Запчасти сервис. После того как машина куплена и ее техническое состояние кажется вам удовлетворительным. не спешите все же оправляться в дальний путь - сначала опробуйте машину на коротких поездках. Не стоит также с первого дня выезжать на улицы, где возможны пробки, даже если вы обладаете опытом вождения. Исправный, на первый взгляд, "Запорожец" может преподнести сюрпризы. Наиболее часто старые ЗАЗы в летнее время страдают перегревом бензонасоса или двигателя. Отказы коробки передач и ходовой части встречаются редко. Чтобы значительно снизить вероятность любых неприятностей, проведите полное техобслуживание и диагностику автомобиля сразу после покупки. Не пожалейте на это денег и времени! Хотелось бы выделить несколько узлов. которым на "Запорожце" более других необходимы постоянный контроль и уход: - двигатель воздушного охлаждения требует чистоты поверхностей и ребер охлаждения - промывайте их почаще; - регулярно смазь'шайте детали передней подвески и карданные шарниры полуосей; уделите особое внимание смазке ступиц колес и своевременно устраняйте появляющийся люфт. Опыт показывает: делать эту операцию необходимо через каждые 4-6 тыс. км; - следите за системой питания двигателя и отопителя, установите в обе топливные магистрали по дополнительному фильтру тонкой очистки. Немалую пользу могут оказать дополнительные приборы. Вовремя обнаружить неисправность электрооборудования поможет амперметр. Подойдет любой автомобильный на 12 В. Желательно также установить и вольтметр. Для бесперебойной работы топливного насоса на ЗАЗ с 1984 года применяют систему рециркуляции топлива. Если ваш автомобиль таковой не оборудован, то изготовить ее совсем не сложно. Об этом подробно рассказано в книге А. Теркеля "Тем, кто выбрал "Запорожец" (М.. Изд-во "За рулем", 1993). Она продается в Торговом доме "За рулем", и ее очень полезно иметь в своей библиотеке. Покупая "Запорожец", следует рассчитывать прежде всего на свои силы и помощь знакомых в его обслуживании и ремонте. Но пугаться этого не стоит: конструкция машины достаточно проста, и поэтому нет нужды в серьезных средствах диагностики и ремонтных приспособлениях - вполне достаточно хорошего набора слесарного инструмента. Запчасти, например, в Москве для "запорожцев" есть, но по ценам, близким к "жигулевским". Поэтому заранее обязательно определите, хотя бы приблизительно, состояние основных узлов, чтобы знать, на что, в смысле трат, следует в дальнейшем рассчитывать. Тем, кто хочет заниматься автомобилем всерьез, можно порекомендовать пойти таким путем. Как уже говорилось, во дворах догнивает множество старых ЗАЗов. Для езды они совершенно непригодны, а в качестве источника кое-каких запчастей подойдут. Хозяин будет вам только благодарен за избавление от хлама. Сделать такую покупку можно за 150-500 тыс. рублей. Это, конечно, не избавит от посещения рынка, но в целом ремонтные затраты сократятся.**)"*.ф_Что касается автосервиса, то здесь основная проблема в том, что зачастую стоимость ремонта соизмерима со стоимостью машины. поэтому остается только повторить: рассчитывайте на себя. Если вы готовы принять эти условия - сме- •» * ло садитесь за руль "Запорожца".