АВТОМОБИЛЬ этоДвенадцать лет назад он купил ЗАЗ-965, потом были "Москвич", "Волга", ВАЗ-2107, несколько иномарок... Предлагаем вашему вниманию интервью, которое дал корреспонденту ЗР Михаил ЛЕСИН - бизнесмен, хорошо известный в "телевизионных" кругах, ныне Генеральный директор "ТВ-Новости" РИА "Новости". Первый вопрос - о месте автомобиля в жизни делового человека... Машина - это, конечно, инструмент. Как телефон, как авторучка. Без нее невозможно обойтись ни дня. Кому-то представляется, что бизнесмены сидят в своих офисах, беспрерывно посылая факсы и общаясь исключительно по сотовому телефону. Где-то, возможно, и так. Но у нас, в России, личные встречи играют очень важную роль, все основные вопросы решаются только так. К слову, сказывается и нынешняя ситуация - ее можно назвать временем дилетантов. Для некоторых грамотно составить деловое письмо или факс проблема, проще подъехать и переговорить. Но в любом случае, полезно видеть глаза собеседника. Конечно, из-за пробок большинство встреч проводится вечером, так теряется меньше времени на дорогу. В Европе, тем более в Америке, марка автомобиля говорит о принадлежности владельца к той или иной профессии - врача, инженера, менеджера. У нас же... Да, за рубежом каждый стремится ездить на той машине, которая ему нравится, но сообразуясь с доходами, которые он получает. Недостаточно купить автомобиль - надо, чтобы и на50 ЗА РУЛЕМ 7/97СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИобслуживание хватало. А насчет "у нас" - некоторые действительно ездят на БМВ или "Джипе-Чероки", полагая, что им так "положено". При этом совершенно не считаясь с затратами. А они велики - машины к нашим условиям приспособлены плохо, сервис тоже пока недостаточен. Несколько лет назад я купил "Ягуар XJ-12" - машину, которая мне нравится больше, чем любая другая. Но через некоторое время от нее пришлось отказаться - совершенно не подходит для отечественных дорог. Из-за низко расположенного воздухозаборника радиатор постоянно забивался пылью; дорожный просвет, естественно, мал - и так далее. Продал машину, кстати, за рубеж - было бы грустно наблюдать, как она здесь погибает. А какой должна быть машина для наших условий? Простая, надежная. И еще - полноприводная. Если же говорить о конкретных марках, то недостатки есть у каждой. Вот "РейнджРовер", которым я пользуюсь последнее время: не нравятся характеристики подвески, рулевая слабовата, кое-что уже пришлось ремонтировать. Ехать на нем куда-нибудь в глубинку я бы не рискнул - так, в радиусе действия мобильноготелефона, чтобы вызвать "техничку", если потребуется. Когда-то для таких выездов купил "уазик", однако качество его оставляло желать много лучшего. Пожалуй, подошел бы "Ленд-Ровер-Дефендер", но для нечастых путешествий "подальше от столицы" он слишком дорог, а для города - некомфортен. Вообще нашим условиям неплохо соответствовали бы отечественные машины. Скажем, "Ока" могла бы стать массовым средством транспорта небогатых горожан. Но исполнение, качество сводят на нет все преимущества. Итак, российским машинам не хватает надежности. А водителям? Безусловно, культуры. Дорога - зеркало общества. В ней отражается и нынешнее засилье дилетантов. Некоторые молодые люди уже могут позволить себе "восьмерки" и "девятки", а то и машины классом повыше. Но им не хватает ни опыта, ни общей культуры, чтобы вести себя на дороге хоть сколько-нибудь цивилизованно. Подрезают, хамят... Когда-то большевики считали, что кино (а позже - телевидение) понесет культуру в массы. Автомобильную культуру тоже? Не стоит думать, что у телевидения есть какие-то "свои" цели, своя идея. Выходят те передачи, которыекто-то может оплатить. И не потому, что здесь все такие алчные и беспринципные. В создании любого, самого крохотного сюжета участвуют десятки людей, используется сложная аппаратура, стоит денег и собственно выход в эфир. Если общество заинтересовано, чтобы телевидение пропагандировало культуру на дорогах оно должно найти средства на подготовку таких программ. Все автомобилисты - еще и телезрители, так что со временем это дало бы эффект. Для делового человека машина - инструмент. Чем она, на ваш взгляд, является для общества? Автомобиль сокращает расстояния и, тем самым, связывает людей. То есть он своего рода средство коммуникации. Это, кстати, роднит его с телевидением, щ А еще автомобиль - средство повышенной опасности, чего наше общество, видимо, пока не сознает. Празднуем столетие российского автомобиля - а ведь условий для безопасной эксплуатации все еще нет. Но, как говорится, есть надежда? Действительно, хочется верить, что лет через десять... Интервью взял Аркадий АЛЕКСЕЕВ