Возможно, мы стоим на пороге серьезных перемен в российском автомобилестроении. После застоя, потом - резкого спада, затем - затяжного, мучительного подъема производства, наконец, кажется, начались глубинные изменения в автомобильной промышленности, которые могут привести к масштабным сдвигам в ее экономике.,v\ \Такое смелое предположение вызвано не оптимистичными показателями объемов выпуска автомобилей с начала нынешнего года. Ведь важен не просто рост, который бывает и во вред: производство морально устаревшей техники, работа в убыток себе, на износ дряхлого оборудования. Тогда это - предсмертная агония. До сих пор, за исключением, может быть, одного только ГАЗа, именно такое впечатление и оставляли отечественные автозаводы. События последних месяцев заставили изменить мнение. Что же произошло? АО "Москвич" после арбитражного суда отошел Москве. Сопротивлявшийся ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий), настаивавший на введении внешнего управления, проиграл под напор|м столичных властей. Те решили, взяв "до кучи" еще одно автомобилестроительное предприятие, провести санацию производства и там. Напомним, что внешнее управление отличается от санации тем, что, поменяв руководство предприятия и заморозив долги, приводит в порядок экономику производства без привлечения средств извне, после чего начинает возвращать задолженность, успешно работая. В санации же главное - оздоровление за счет денежных вливаний без остановки производства и моратория на долги. Правительство Москвы стало собственником контрольного пакета акций АМО "ЗИЛ" (в прошлом году) и "Москвича" (в нынешнем) и взялось за дело. Если у бывшего завода имени Ленинского комсомола пока еще почти все - в планах, то санация на ЗИЛе уже идет давно. И. вероятно, можно уже увидеть какието ее результаты. В сентябре 1996 годщаща московское правииш£|мМ1ОТБ|2 Р ^ ^ е го (онар! 'стояло, зарплату не плати:4 ЗА РУЛЕМ 7/97полнен прежде всего из-за ошибочного маркетингового прогноза - так сказал новый генеральный директор АМО "ЗИЛ" Валерий Носов на собрании акционеров. Проще говоря, продукцию завода не покупают ни неплатежеспособная армия, ни разукрупнившееся сельское хозяйство. Даже разрекламированные "бычки" слишком дороги Где же выход? Московское правительство видит его, например, в госзаказе. Способов надавить на столичные предприятия, чтобы они покупали "бычки", достаточно. К тому же и муниципальные службы могут приобретать зиловскую продукцию. Плох или хорош такой протекционизм, можно спорить: все зависит от того, как относиться к принудительной оплате из кармана налогоплательщика работы почти тридцатитысячного коллектива. В общем-то", это можно и пвтэрпеть. Но не из боязни социального взрыва или из-за сложны* экоМожет, считают в московском правиномических расчетов, по которым « х о ­ тельстве. Уверенность в этом настолько дит, что эти деньги возвращаются Щ ры- ! велика, что под кредит, выданный ЗИЛу нок и "оживляют" его. Согласиться можконсорциумом банков, Москва... заложила но только в одном случав: если такие мегостиницу "Россия"! Не правда ли, симворы действительно сделают предприятие лично? прибыльным. Sfei*. в ^ ^ Г как же растущая задолженность и убыточное производство? Мэр Москвы Лужков уверен, что это преодолимо, и если антикризисный план будет выполняться, то уже к концу нынешнего года прямые производственные затраты сравняются с ценами реализации, а задолженность перестанет расти. Был принят антикризисный план - до конца года завод должен был выпустить 19 тыс. грузовых автомобилей и подойти к уровню рентабельности. И вот подведены итоги работы ЗИЛа в 1996 году. Выпущено 7 200 машин. "Задолженность перед кредиторами возросла с 1597,9 млрд. руб. до 2452,4 млрд. рублей... Общая задолженность превысила стоимость оборотных активов на 1754.4 млрд. рублей, то есть собственные оборотные средства полностью отсутствуют... Затраты на 1 рубль товарной продукции возросли с 1,826 рубля Вц1995 году до 1.954 рубля в 1996 году" - это из заключения ревизионной комиссии для собрания акционеров ЗИЛа. Трудно себе представить: "делав и продав один автомобиль, предприятие... потеряло стоимость двух! Как вообще может существовать такое производство? ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯВ московском правительстве уверяют, что так оно и будет. Сейчас решено снизить издержки производства, восстановить его, да еще освоить новые виды продукции. Кроме коммерческого малотоннажного "Бычка", здесь намерены делать микроавтобус на его базе, новые модели представительских машин. Эскиз мини-вэна уже готов, изготавливается опытный образец, а по лимузину идут переговоры с фирмой "Бертоне". Планируют и выпуск новых дизелей... Но на это нужно время, которого у предприятия уже нет. Долги надо платить, и платить скоро. Хотелось бы верить, что с новым директором, энергичным, хорошо принятым коллек тивом, ситуация нормализуется и "сове ский" способ санации впишет АМО "ЗИЛ" в рыночную экономику. Кстати, один маленький штрих: в 1996 году на ЗИЛе выявлено недостач и хищений на сумму 4,926 млрд. руб. (вдвое больше, чем в 1995-м)! То ли считать предприятие безнадежно проворовавшимся и бесперспективным, то ли сам факт обнародования руководством ЗИЛа этих цифр есть признак начинающегося выздоровления... На фоне зиловских трудностей "Москвич" выглядит куда благополучнее. Хотя Спасет ли двигатель "Рено" до боли знакомую "расейскую" конструкцию, появятся ли поклонники у "42-й" модели - седана с ностальгическим названием "Арбат", покажет время.цию, японцы - оборудование). И, конечно, на сборку одной из моделей "Рено-Меган". Вопрос, какова будет реакция рынка? И достаточен ли платежеспособный спрос, чтобы покупать подорожавшие "москвичи" и совсем уж недешевые "Рено"...долги предприятия - три триллиона рублей, по словам замминистра Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Виктора Телешова, осенью нынешнего года завод начнет выплаты в бюджет и кредиторам. В 1997-м планируется собрать 80 тыс. автомобилей (проектная мощность -120 тыс. шт.). * Показательно, что первые полторы сотМмосквичей", сошедшие с конвейера посс>зобновления производства, не смогли |ти заводского технического контроля! принято решение "дотянуть" качество сборки "Алеко" до приемлемого ypoi сломав непривлекательный имидж Mai бывшего АЗЛК. Для этого часть комплв! ющих решено приобретать за рубежом. Э1 естественно, вызовет удорожание автомобиля, на который в свое время был спрос прежде всего благодаря невысокой цене. Насколь ко разумны такие шаги, мы увидим очень скоро - как вятся "мо-ШКстати, автозавод - тоже в цейтноте. Пока же Через два года, по условиям санации, все можно однозначсегодняшние долги предприятие обязано но сказать только об погасить. Иначе банкротство. • одном - подходе к проблеме Вот оно, слово, которое объясняет правительства Москвы. То, что очень многое. Успех или неуспех проектов Лужков пригрозил пересадить всех городЗИЛа и "Москвича", правильность или ошиских чиновников на "москвичи" - не шутка бочность выбранных путей оздоровления, (все знают норов московского мэра). На в конце концов, хорошие или плохие автозаводе собрали опытную партию предстамобили - теперь все это однозначно решит вительских машин, которым дали весьма судьбу московских автозаводов. Не добространное и многозначительное имя "Юрий желатели в правительстве, не чье-то pj Долгорукий". Оформлен опять-таки городшение или амбиции ^ е интересы или профсоюзов. Главное - сможет завод ской заказ на инвалидные автомобили 800 штук. Эта идея - делать на базе "Але eWJ0 |ть безубыточным и выпускать нужную -ынку ко" машины для инвалидов весьма сво*щшрьн- продукцию или нет. Время, когда тянулось нерентабельное, никому не нужное временна, учитывая положение с "Тавр М |нул ей". Они требуются по всей стране. В о | производство, прошло. Если политика пратолько цена... Говорят, что регионы готовв вительства Москвы неверна, оно понесет приобрести еще 1500 машин - но и это капколоссальные материальные потери и выля в море. Есть, правда, еще один кануждено будет или отказаться от убыточнал сбыта - такси. Москва дает ссуду ной собственности в пользу более эффективного инвестора, или резко изменить таксопаркам на закупку 2000 "москсвою линию. Иначе - новый арбитражный вичей" в 1997 году. Так что худосуд и конец сегодняшней истории предприбедно продукцию завода правительятий. Нынешний и будущий кризисные годы ство столицы пристроит (правда, определят, существовать ли АМО "ЗИЛ" и опятъЧИ^Чо-социалистически". за АО "Москвич" в их теперешнем виде. счет государства и нас с вами). Городские заказы, как сообщил В. Телешов, дадут 30 Эту переломность момента, видимо, млрд. руб. при потребности предприятия в ощущают и на крупнейшем из наших авто80 млрд. Остальные 50 млрд. руб. кредитузаводов - АО "АвтоВАЗ". Разговоры об огют банки, о чем уже есть договоренность. ромных задолженностях (около 9 трлн. Этого хватит, чтобы полностью восстаноруб.!) предприятия, гневные письма из ФУДН с угрозами взыскания долгов через вить производство. Но достаточно ли предприятию просто арбитражный суд, настойчивые предложеработать на полную мощность, чтобы быть ния расплатиться частью акций, по сути, рентабельным? Ведь это только часть запередав значительную часть "АвтоВАЗа" дачи, вторая часть - реализация продукновому хозяину... Все это подталкивало ции. Не сделают ли на "Москвиче" "маркепредприятие к скорейшему принятию картинговой ошибки", подобной зиловской? динальных решений. Одно из них - реоргаБольшие надежды возлагают автозаводцы низация акционерного общества, по сути, на соглашение "Москвич" - "Рено" - "Ми- выделение из нынешнего АО "АвтоВАЗ" самостоятельного юридического лица - АО цуи" о налаживании сборочного производ"ВАЗ", собственно завода в Тольятти. Это ства двигателей "Рено F-3-R" (французы позволит изменить и структуру долга: на поставят комплектующие и техдокументадолю самого производственного предприятия останется лишь его пятая часть. И погасить ее будет не слишком сложно: во-первых, потому, что создает проПравительство Москвы дукцию и. соответственно, прибыль главным образом автозавод. Во-вторых, потому, что можно будет выпустить новые акции нового АО "ВАЗ", Ь имость ocHoflbix фондов которо ПОМО«1 ика,+