158
йоимийламиЭЛЕКТРОНАСОС "БОШ": ОТРЕМОНТИРОВАТЬ - ДЕШЕВЛЕУ вас "КОНЧИЛСЯ" электрический бензонасос системы впрыска? Вы судите об этом по сильному шуму при его работе и начинаете горевать о том, в какую сумму выльется замена новым - это может обойтись в несколько сотен "зеленых". Покупать "бэушный", пусть и дешевле, нет смысла. Кто знает, не зашумит ли он завтра? Конечно, тот, кому доходы позволяют иу кого иномарка посвежее да "покруче", безусловно, постарается купить и установить новый бензонасос. Но одновременно у нас все разрастается парк более или менее потрепанных иномарок - их владельцы не столь легко потратят сотню-другую долларов. В эту же компанию попадают и обладатели постепенно появляющихся на автомобильном рынке отечественных автомобилей с впрыском топлива. Вероятно, многие из них при выходе насоса из строя предпочтут его отремонтировать, нежели покупать новый, ведь в некоторых случаях ремонт обойдется в 10-20 раз дешевле. ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ Чтобы понять, что в насосе шумит и чем это вам грозит, коротко рассмотрим его конструкцию. На двигателях с впрыском бензина чаще всего применяют насосы ротационного типа, в частности ротационнороликовые насосы фирмы "Бош" (рис. 1). В отличие от других конструкций, которые вы можете встретить в литературе, здесь роль лопастей (лопаток) выполняют самоустанавливающиеся ролики. При включении электродвигателя его якорь вращается относительно неподвижной оси, увлекая ротор 2 насоса, в наружных пазах которого находятся пять роликов 5 (см. рис. 1, фото 1). Для передачи вращения ротору якорь снабжен пластмассовой муфтой с двумя "усиками", при сборке попадающими во внутренние пазы ротора (фото 2). Насос из кожуха извлекаем, ухватив за эту ось. Ролики под действием инерционных и гидравлических сил прижимаются к рабочей поверхности статора 1ик задним (относительно направления вращения) стенкам пазов в роторе. Сверху и снизу статор закрыт торцевыми крышками, которые на схеме не показаны, в этих крышках выполнены подводящий и отводящий каналы. Ролики разделяют полость между ротором и статором на пять частей, а так как ось ротора смещена относительно оси статора (на 2 мм), при вращении ротора объем каждой такой части циклично изменяется - от минимального до максимального. Подводя158 ЗРЛМ 7/97 А УЕ Сложность систем впрыска топлива - особенно для тех, кто с ними знаком не очень близко - часто служит причиной того, что ни о каком ремонте ее элементов владелец такого автомобиля и не помышляет, заменяя вышедший из строя элемент или узел только "комплектом", что всегда дорого. Но в некоторых случаях ремонт вполне оправдан, считает Валентин ГРИГОРЬЕВ.щии канал расположен в той зоне статора, где объемы увеличиваются, отводящий канал - в противолежащей зоне. Схема насоса проста, чего нельзя ска-На фото 3 - сильно изношенный статор с глубиной выработки рабочей поверхности окопо 1 мм как на стороне отводящего, так и подводящего канала, что и порождалоФото 1. Узел насоса, включающий в себя нижнюю крышку с запрессованной осью, ротор с пятью роликами и статор. Верхняя крышка снята. Фото 2. Электродвигатель и насос извлечены из разрезанного кожуха. Фото 3. Так выглядит изношенный статор насоса. Фото 4. Корпусные детали - укороченный кожух, поджимная втулка, верх кожуха - в процессе сборки-разборки, сильный шум при работе. Судя по волнистой поверхности износа, ролики после прохож_ ^ 4 дения самого глубокого участка выработки 03 испытывали значительные колебания. Если ^*— А—""-^. "N. "- ч"""/ а VS / подобному процессу позволить развиваться •-—1—J—' \ ^ \ч дальше, вы наверняка поплатитесь разру__—5 *~~*к. /<о Л4Г шением деталей - тогда уже ремонтировать * о/ будет бессмысленно, придется покупать но3вый. На начальном же этапе износа вполне 4S—-^ ^ \ можно ограничиться заменой изношенного 2статора, тем более что насос имеет значи - * К а32 1—| тельные запасы как по давлению, так и по производительности (последняя примерно в 10 раз выше "потребной" для двигателя). Рис. 1. Схема работы ротационно-роликового насоса: Значит, небольшой износ других деталей 1 - статор; 2 - ротор; 3 - отверстие выпуска (в верхней для его работы не столь существен. крышке); 4 - отверстие всасывания (впуска) в нижней Чертеж статора представлен на рис. 2. крышке; 5 - ролик. Изготовить его можно из различных (какая зать о происходящих в нем процессах, дейдоступнее) марок стали с соответствующей ствующих на детали силах и т. д. На это термообработкой. На рабочую поверхность указывает конструкция крышек, конфигураотверстия диаметром 32 мм напыляют медь, что улучшает условия работы роликов и ция выполненных в них каналов. При длительной работе насоса даже в снижает износ. Но этим, как вы уже поняли, том гипотетическом случае, когда бензин дело не ограничивается, идеально чист, идет износ трущихся деталей. А поскольку бензин, даже при тщательПЕРЕДЕЛКА КОЖУХА ной фильтрации, содержит твердые частиВсе элементы насоса • от электродви-* цы, процесс износа многократно ускоряется. гателя до собственно насосной части - з а ИЗОt№Lj<4%|V<5ч/"чО_^