шины• "ГУТАЛИИ"Большинство цивилизованных людей хотя бы изредка чистят ботинки. А вот среди автомобилистов человек, ухаживающий за "обувкой" своей машины, выглядит белой вороной. По мнению многих, для исправной службы колес достаточно контролировать давление в шинах. Между тем в регулярном уходе нуждаются и покрышки, и колесные диски. Причем нарядный внешний вид - не единственный аргумент в пользу применения современных химических средств. Потерявшие первоначальный лоск покрышки обрабатывают очистителями шин (Tyre magic, Tire glaze, Whitewall cleaner). Их основное назначение ясно из названия составы растворяют застарелую грязь, масло, гудрон, смывают пыль. А кроме того, проникают в поры резины и хорошо удерживаются на ее поверхности - защищают от растрескивания и обесцвечивания, восстанавливают блеск, делают боковины гладкими с виду. Большинство препаратов содержат силиконовое масло - продукт, как известно, довольно скользкий. Поэтому очистители не рекомендуют наносить на протектор. Следует также избегать их попадания на детали тормозной системы. По способу применения составы можно разделить на два типа. Первый - пены и жидкости, эффективно действующие без каких-либо допопнительных операций. Их разбрызгивают из аэрозольного баллончика на сухую боковину шины. Растирать или полировать не нужно - препарат через не' сколько минут сам стечет с покрышки, "утащив" с собой всю грязь. Потом резина " подсохнет и будет как новая. В крайнем случае - "для пущего блеска" - обработку можно повторить. Смеси второго типа заставят владельца машины немного потрудиться. Их наносят на шину и выдерживают некоторое время, чтобы очиститель как следует впитался в грязь. Затем наиболее засаленные участки протирают специальной щеткой, встроенной прямо в аэрозольный баллончик. А завершают чистку, окатив колесо водой из шланга. Казалось бы. лучше тот состав, с которым работать попроще. Однако иногда • очиститель второго типа предпочтительнее. Он в силу особенностей химической формулы прекрасно подходит для обслуживания редких у нас, но весьма распространенных за рубежом шин с боковинами или вставками белого цвета. Теперь поглядим на колесные диски. Вообще говоря, и обычные, стальные, время от времени следует отмывать, а уж легкосплавные тем более. Но их рисунок порой столь замысловат, что отмыть дедовскими способами очень сложно. Увы, делать это надо: | грязь, соль, тормозная пыль -• не только портят их внешний вид, но и способствуют развитию коррозии, калечат красивое лаковое покрытие. И если колеса на вашем автомобиле дорогие, модные, да еще с наклеенными грузиками, то ухаживать за ними стоит современными методами. Для металлов и всех типов декоративных покрытий пригодны очистители дисков (Wheel Cleaner). Они удаляют дорожную грязь, масляные пленки, тормозную пыль, битумные пятна, следы насекомых и другие виды загрязнений. Причем моющие компоненты и кислоты, входящие в состав очистителей, подобраны так, что не наносят вреда резине и пластиковым деталям. Как ими пользоваться? Сначала с диска нужно смыть струей теплой воды рыхлую грязь и остудить его - особенности многих препаратов этого класса в том. что их нельзя наносить на горячие поверхности. Затем обрызгать колесо чистящей жидкостью и подождать минуту-две. Но не больше, чтобы состав не успел высохнуть. Потом промыть диск водой под напором. Удалить тормозную пыль из самых дальних "закоулков" можно тряпкой или щеткой. И, наконец, протереть поверхность колеса насухо. Бывает, для особо запущенной автомобильной "обувки" процедуру приходится повторять.А нельзя ли ради экономии помыть и шины, и диски одним составом? Оказывается, можно. Для этих целей, как, впрочем, и многого другого, используют препараты нового поколения - универсальные концентрированные очистители (Grease eater, Driveway degreaser). Они действительно уникальны - их применяют и для автомобилей, и в быту. Рассмотрим, например, возможности "Гриз итер" американской фирмы STP. В концентрированном виде он пригоден для мойки двигателя, колесных дисков, бетонных полов, асфальта, садового оборудования (газонокосилок, мотокультиваторов). Разведенный водой в пропорции 1:1, он превра§ШЯ* I щается в чистящий состав для шин, различных инструментов, садового инвентаря, грилей и барбекю. Меняем пропорцию - разбавляем 1 часть препарата 4 частями воды и используем его для мойки автомобильных резиновых ковриков, газовых плит, раковин, ванн. И, наконец, при соотношении 1:12 получим жидкость для чистки виниловых обивок салона, пластмассовых деталей автомобиля, запасных частей, изделий из нержавеющей стали, верхних поверхностей прилавков магазинов. Однако бесппатных пирожных не бывает. С концентрированным универсальным очистителем производители рекомендуют работать в резиновых перчатках, желательно на улице или в помещении с хорошей вентиляцией. Он не пригоден для мойки стекол, изделий из кожи и кузовов автомобилей. Кроме того, не следует допускать продолжительного контакта препарата с деталями из алюминия и окрашенными поверхностями. Что это значит на деле? Перед обслуживанием дисков сначала попробуйте состав на небольшом участке. Если все в порядке - смело мойте колеса, но все же постарайтесь не растягивать работу. Капли очистителя, случайно попавшие на лакокрасочное покрытие кузова, тут же удалите. Подведем итоги. Регулярно ухаживать за колесами, вероятно, станет тот, кто ездит на машине не первый год, умеет считать деньги, готов немного потрудиться, чтобы продлить жизнь шинам и дискам. Тем, кто меняет личный транспорт как перчатки, "химия" может пригодиться при предпродажной подготовке. Отполированный кузов, сияющие литые диски, черная резина - все это позволяет продавцу поднять цену. Но есть и еще один аспект - скорее эстетический. Говорят, женщины, оценивая мужчину, прежде всего смотрят на обувь. А если вы подкатили к даме сердца на автомобиле? Вадим КРЮЧКОВЗА РУЛЕМ 7-97 71